?

Log in

No account? Create an account

До | После



Где находится: Долина Луары, 15 км от Блуа.
Как работает: с апреля по сентябрь 9.30-18.30, с октября по март 9.30-12.00 и 14.30-17.00.
Цена билета: 7,50 (3,50) евро.
Другую информацию см. на сайте.

Как добраться:
- на автобусе TLC: из Блуа по маршруту Blois – Ville-France-sur-Cher, до остановки Cheverny. С пн. по сб. в 6.40 и 12.20. Обратный автобус из Шеверни в 18.40. Цена билета 3 евро.
- на туристическом автобусе TLC: с июня по август по маршруту Блуа – Шамбор – Шеверни – Блуа (Blois – Chambord – Cheverny – Blois) 2 раза в день. Отправление в 9.10 (возвращается в 13.10) и в 13.20 (возвращение в 18.00). Цена билета – 13 евро.
- на автомобиле: по дороге D765, затем D102.

На что посмотреть: невозможно не восхищаться необычайной белизной и поразительной симметрией замка Шеверни. Это высокое и узкое здание связано двумя крыльями с квадратными павильонами, покрытыми округлыми кровлями. Здесь планировка чисто ренессансного стиля несколько разбавлена влиянием классики, выраженной в череде ниш, украшенных бюстами, что придает фасаду изящную легкость. В противоположность другим замкам, таким как Блуа или Шамбор, интерьеры которых практически пусты, Шеверни хранит нетронутой великолепную мебель эпохи Людовика XIII. По-видимому, это объясняется тем, что замку выпала счастливая доля – оставаться в руках одной семьи, за исключением небольшого периода в 1564 году, когда он принадлежал Диане де Пуатье (это был для нее дар от Генриха II, но позднее фаворитка передала замок сыну прежнего владельца Филиппу Юро, графу Шевернийскому, канцлеру Франции). Это позволило сохранить единство стиля и всего ансамбля в целом. Строгий белоснежный фасад замка Шеверни и прекрасный элегантный парк вдохновили бельгийского художника Эрже – создателя знаменитых комиксов "Приключения Тентена": его замок Мулинзар срисован с Шеверни.


История

Юро, семейство из Блуа, и их прямые потомки, владели землей Сен-Дени-сюр-Луар в течение почти восьми веков с некоторыми перерывами. В 1315 году на месте Шеверни стояла мельница, которую в 1490 году Жан Юро (Hurault), интендант Людовика XII, перестроил в замок "со рвом, подъемным мостом, башнями, бойницами и другими фортификационными сооружения". В те времена семья Юро была уже знаменита. Она могла гордиться своим родом, в котором были и государственные секретари, и министры, и канцлеры при разных суверенах – от Людовика XII до Генриха IV. Сын Жана Юро Филипп был канцлером Генриха III и Генриха IV.

Филипп Юро (Philippe Hurault, comte de Cheverny) – французский политический деятель (1528-1599). В качестве канцлера герцога Анжуйского принимал деятельное участие в войне католиков с гугенотами. Когда герцог Анжуйский был избран в польские короли, он поручил графу Шеверни блюсти его интересы во Франции. Филипп немедленно дал знать о смерти Карла IX и помог ему как можно скорее вернуться в Париж. Сделавшись королем, Генрих III назначил Филиппа Юро хранителем печати и канцлером Франции. После парижского восстания 1588 г. Генрих III окончательно решил отделаться от Гизов; поэтому и Юро, как их сторонник, впал в немилость и уехал в свои родовые земли. Известный историк де Ту, на сестре которого был женат Филипп, держал его в курсе политической жизни. Когда вступил на престол Генрих IV, де Ту от его имени предложил Филиппу Юро снова звание хранителя печати и канцлера, если он перейдет на сторону нового короля. Тот согласился и сделался верным приверженцем Генриха IV. Филипп Юро оставил мемуары ("Mémoires"), которые продолжал до 1601 г. его второй сын, и "Наставление своим детям" ("Instructions"). Сочинения его издавались много раз.

По-видимому, первый замок, от которого ничего не осталось, находился на месте современных подсобных помещений. По одному из архивных документов, замок, который мы видим сегодня, воздвигнутый в 1634 году, находился "на месте прежнего". Однако смысл этой фразы несколько расплывчат и это не доказывает, что он был именно на месте мельницы.

В 1625 году потомок Ж. Юро Анри начал строительство нового замка. Архитектору и скульптору Жаку Бужье, автору замка в Блуа, вдохновленному Люксембургским дворцом, удалось создать один из самых чистых образцов стиля Людовика XIII. В качестве материала он избрал местный белый песчаник, который не темнеет от времени и с каждым годом становиться прочнее. Фасад замка ни разу не реставрировался с 1634 года – года завершения строительства. Но сам архитектор не дожил до конца строительства, которое завершал безымянный мастер, оставивший на цокольном этаже только свои инициалы: FL 1634.

Анри Юро, отменный вояка, который заслужил чин генерал-лейтенанта, стал владельцем Шеверни в 1599 году. Маркиз Дюрфор де Шеверни, историк, который жил в замке во время Революции, описал в своих мемуарах известный трагический эпизод. Женившись на юной Франсуазе Шабо (ей было 11 лет в момент свадьбы), граф Анри сразу же отправился на войну. Бывая дома лишь наездами, граф с восторгом замечал, как девочка постепенно превращается в красавицу. Юро любил жену без памяти. Однажды, когда он находился при дворе тогдашнего правителя Генриха IV в Париже, король в шутку приставил к его голове два пальца в виде рогов. Присутствующие разразились смехом. В зеркале молодой граф увидел, что вызвало столь бурную реакцию. Проведя ночь в седле, он на рассвете примчался в замок. Юный паж, с которым молодая графиня часто уединялась в отсутствие мужа, успел выскочить в окно, но сломал ногу, и граф заколол его шпагой. Вернувшись в комнату к жене в сопровождении священника, граф дал супруге час на размышление, чтобы выбрать между клинком и ядом. Графиня предпочла яд…

Возможно, в действительности все так и было, однако в книге записей приходской церкви Сен Мартен де Блуа изложена несколько иная версия. Там можно прочесть:
"В субботу XXVI января... графиня де Шеверни была отравлена, судя по слухам, по причине адюльтера, и когда хирурги, мэтр Гийом и его сын, произвели вскрытие, они обнаружили младенца мужского пола пяти с половиной месяцев, и в тот же день некто по имени Шамбелэн, дворянин Бургонский, подозреваемый в адюльтере, был убит в том же замке Шеверни".

Как бы то ни было, Анри Гюро вернулся в тот же вечер в Париж, как раз ко времени отходя короля ко сну. Когда королю сообщили это печальное известие, к которому он был в какой-то мере причастен, он страшно разгневался и выслал графа на долгие три года в его владения Шеверни. Во время этой ссылки Анри женился на дочери своего бальи Маргарите де ла Мориньер, и его вторую жену хроникеры описывают как бережливую, умную, обладающую прекрасным вкусом женщину. Она руководила работами по расширению и обновлению замка, заручившись помощью архитектора Бойе и художника Жана Монье. В 1650 году отделку интерьеров завершила дочь Анри Юро и его второй жены – маркиза де ла Мориньер.

На протяжении всей истории Шеверни им владела только одна семья, поэтому мебель, интерьеры и многие предметы обстановки прекрасно сохранились. В 1802 году, в сложный период после французской революции, семья Юро лишилась его, но в 1824-м во время Реставрации при Карле X вернула в собственность.

Умерший сравнительно недавно маркиз Вибре, прямой потомок графов Юро, завещал замок своим племянникам – виконту и виконтессе де Сигала, которые после его смерти стали владельцами Шеверни. В 1922 году часть замкового ансамбля открылась для публики.

Архитектура


В Шеверни отдельный блок здания располагается среди парка с открытым цветочным партером. Отмечая разную высоту крыш здания, словно делящих единую композицию блока на пять частей, можно угадать строительство нескольких эпох. Самой древней частью окажется центральная, начатая в 1510 году, когда земли этого поместья были приобретены Филиппом Юро, хранителем печати Карла III и Карла IV Амбуазских. Ренессансный облик здания чувствуется в стиле парадной лестницы, сложенной из белого камня – известняка. Пластичность форм столбов, балясин, перил, сводов, использование богатой скульптурной декорации создает незаурядный ансамбль. По своему типу лестница напоминает парадную лестницу Генриха II в Лувре.

Новый этап строительства, определивший весь облик дворца, пришелся на 1629-1634 годы и велся, видимо, под руководством Жака Буайе. Стиль этого времени – стиль Людовика XIII – сказался в новом ансамбле весьма определенно. Пять частей здания, сохраняя свою самостоятельность (за счет разных уровней кровли, что согласовывалось с принятой модой), все же образуют единый архитектурный организм. Такое сочетание ренессансной постройки с последующим этапом строительства в классицистическом вкусе существует в нескольких поместьях Луары, не являясь исключением.

Боковые павильоны-ризалиты в плане имеют чистый квадрат, сторона которого определяет и их высоту, так что создается спокойная кубическая форма. Подобный формы легко и словно естественно замыкают общую композицию. Декорировка фасадов тщательно продумана: над окнами размещены небольшие фронтоны, на втором этаже между окнами имеются ниши с бюстами двенадцати римских императоров, трактованными в классическом стиле, подражающем античному.

Раньше перед зданием находилась ограда двора, в последующее время уничтоженная. Противоположный фасад, выходящий в сад, оформлен проще.


Интерьеры

Шеверни, как никакое другое дворцовое поместье Луары, сохранилось до нашего времени и представляет, особенно включая интерьеры, один из лучших примеров искусства времен Людовика XIII.


Первый этаж правого крыла

Стены Обеденной залы обиты в 1634 году кожей из Кордовы (Андалусия) с тиснением родового герба Юро – лазурный крест на золотом поле и четыре солярных знака по углам (неолицетворенное солнце), ставшего символом замка. 34 картины (1634 г.) на сюжеты из "Дон Кихота" принадлежат кисти уроженца Блуа – Жана Монье, украшавшего замок во время строительства. Камин в стиле эпохи возрождения и паркет относятся к эпохе Людовика XIV.

Прямая каменная лестница выполнена в стиле Людовика XIII. Ее украшают аллегории видов искусства, а также оружие и фрукты. В простенке лестничного пролета установлены савойские рыцарские доспехи XVI века, над шлемом которых укреплены развесистые (размах 2,5 м) рога ископаемого оленя, привезенные из Сибири.

Первый этаж левого крыла

Вестибюль оформлен гобеленами XVII века. В Большом салоне находятся портреты Филиппа Юро, его жены Мари-Жанны де Сомери кисти Миньяра (над камином), Гастона Орлеанского и многих других известных людей. Заслуживается внимания портрет Козимо Медичи кисти Тициана и Жанны д'Арагон (школа Рафаэля). На полу лежит даргинский ковер (Кавказ, середина XIX века). Салон обставлен красивой мебелью. Обратите внимание на парные китайские вазы XVII века. Камин декорирован фигурами мифологических персонажей, включая Меркурия и Венеру.


Роскошно меблированная галерея оформлена фамильными портретами, среди которых портрет маркиза де Вибре. Конная статуэтка генерала Вашингтона стоит на бюро. Здесь же его автограф на документе об основании ордена Цинцинаттов. Библиотека замка насчитывает 2000 томов.


В Салоне гобеленов, украшенном фламандскими гобеленами XVII века с сюжетами по картинам Тенирса, установлен старинный маятниковый хронометр, использовавшийся часовщиками как эталон точного времени. Он показывается время, дату, фазу луны и бьет каждые 15 минут.

Второй этаж правого крыла

Оружейный зал также оформил Жан Монье в 1634 году. На гобеленах XVII века изображена сцена похищения Елены Парисом. Здесь же размещается коллекция оружия, сундук Генриха IV с изображением гербов Франции и Наварры.


Соседний зал называется Королевскими покоями. Такую комнату полагалось выделять в любом замке, но короли никогда в Шеверни не останавливались. На кессонном потолке Монье изобразил миф о Персее и Андромеде. Серия гобеленов (парижская мануфактура гобеленов выполнила их по эскизам Симона Вуэ в 1640 г.) посвящена странствиям Одиссея. Балдахин (Персия, 1500 г.) и покрывало на кровати (2 х 1,6 м) украшены восточной вышивкой.

Скан путеводителя по замку (на русском языке)


Вокруг замка

Из окон замка открывается чудесный вид на окружающий парк.


Французского типа сад со строго регулярностью планировки был заменен в XIX веке английским романтическим парком (впрочем, теперь восстанавливается и старый сад). В парке находятся статуи работы Жиля Герена и несколько задний.



К северу от замка находится оранжерея, возведенная в XVIII веке, в которой во время Второй мировой войны прятали ценные картины, в том числе и "Джоконду". В этом одноэтажном здании расположен небольшой музей и сувенирная лавка.


Эта оранжерея упоминается Александром Дюма в одном из романов: "Еще утром Блуа был спокоен, как самое тихое озеро; но при известии о прибытии короля город вдруг наполнился шумом и суетой. Повара под надзором дворецких отправились из замка в город покупать провизию Десять курьеров поскакали в шамборские лавки за дичью, на бевронские тони за рыбой, в шевернийские оранжереи за цветами и фруктами".

Рядом находится павильон, в котором по преданию молодой Никола Пуссен в 1616 и 1620 годах писал свои пейзажи. На краю парка стоит церковь XII века.

Владельцы Шеверни любили охотиться. В замке была выведена охотничья порода собак (помесь английских "фокс хант" и французский "пуатвин"), на боку которой выбрита буква V по инициалам того, кто вывел эту породу. Стоимость этих собак достигает 10000 евро.


На псарне, расположенной к югу от замка, сейчас содержится 70 гончих. Два раза в неделю свору берут на кабанью и оленью охоту. Каждый день здесь проходит церемония «собачьего супа» - показательное кормление животных.


Вот впечатления очевидцев: "Около 70 гончих в нетерпении топчутся, повизгивая, у решетки в ожидании заветной пайки из куриной тушки и сухого корма. Курица раскладывается в длинный ряд, ровно в 5 решетка поднимается, и лавина из пятнистых шкур скатывается в загон. Но вопреки моим ожиданиям, псы как вкопанные, останавливаются перед едой и ждут команды егеря. И это зная, что в следующую секунду начнется борьба за кусок, который достанется не всем. Для меня, хозяйки упрямой и своенравной таксы, такая управляемость огромной стаей была дивом дивным...".


Рядом расположен очень эффектный Зал трофеев, где выставлено более 2000 оленьих рогов, убитых начиная с 1850 года.


Вина Шеверни
Вин, по названию связанных с замком, два: Шеверни и Кур-Шеверни.


"Шеверни" бывает красным и белым, собирается с виноградников, занимающих 450 га, и относительно недавно (в 1992 году) получило престижную отметку АОС. Как говорят французы, это вино "без претензий", "для непосредственного удовольствия", подается к жареной птице и мясу с кровью. Однако эксперты находят в нем "шелковистость, округлость, структурированность и элегантность. Имеет запах поджаренного хлеба, нежно и нервно во рту. Вино, которое умеет себя вести". Белое Шеверни пьется на аперитив, сильно охлажденным, сочетается с козьим сыром. Производится из популярных лоз Совиньон и Шардонне.

Более оригинально "Кур-Шеверни": это исключительно белое вино, производимое на небольшой площади в 50 га, только из местной лозы "роморантен". С этим связана, между прочим, курьезная история: в то время как технология производства Кур-Шеверни возвеличивает этот сорт винограда, запрещая любые смеси, устаревшие винодельческие правила предписывают непременно ассамблировать это вино, т.е. соединять с другими сортами. "Белокурая карамель, - говорят о нем эксперты, - кедр, влажная земля, белый перец, слоеное тесто, пирог с абрикосами. Деликатное, живое и пряное во рту, слегка загадочное...". Загадочное Кур-Шеверни подается к речной рыбе: судаку и щуке в соусе; оно также прекрасно сочетается с пряной пищей, например, с острым тартаром из тунца. При температуре 12 и 3-5-летней выдержке оно удачно сопровождает даже блюда азиатской кухни, к которым подобрать вино крайне сложно.

Фото-отчеты тех, кто тут был: раз, два.

Знаю, что Шеверни - весьма популярный замок для визитов. Если вы тут были и у вас есть рассказы о вашей поездке - покидайте в комментариях ссылки на них. Мой визит в 2006 году описан тут.

Comments

( 2 добавлено — Добавить )
bambik
Apr. 17th, 2014 11:35 pm (UTC)
octavia555
Apr. 18th, 2014 12:04 pm (UTC)
Спасибо! Интересно!
( 2 добавлено — Добавить )

Profile

Париж
france_guide
Путеводитель по Франции

Tags

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow