Octavia (octavia555) wrote in france_guide,
Octavia
octavia555
france_guide

Category:

Лош (Loches)


Где находится: на р. Эндр, 35 км к юго-востоку от Тура.

Как добраться: из Тура поезда 2 раза в день, время в пути 45 мин, цена билета 8 евро. Из Тура на автобусе – 3 раза в день, время в пути 50 мин, цена билета 8 евро. На автомобиле – дорога N143.

Туристический офис
Где находится: pl. de la Marne
Как работает: с пн. по сб. 9.30-19.00, в вс. 9.30-13.00 и 14.00-19.00.

Сайт по региону
Сайт города
Панорама Лоша

На что посмотреть: замок Лош представляет для средневековой Франции самый значительный и выразительный пример. Это уже не просто крепость, а целый укрепленный город, один из старейших в стране.

По городу

На pl. de la Marne установлен памятник писателю Альфреду де Виньи, уроженцу Лоша. Рядом, на rue des Jeux, находится дом, где он родился. Пройдя через Кордельерские ворота (XV век), стоящие на набережной, а от них по rue Moulin, потом по rue St-Antouan, можно выйти к башне Сен-Антуан (Tour de St Antouan, XVI век).


Достопримечательностью Лоша представляется церковь Сен-Ур (Eglise St-Ours).


Она принадлежит к редкому типу романского зодчества: две пирамидальные кровли, венчающие храмовые своды, замкнуты между двух башен. Виолле ле Дюк считал эту церковь "необычной для всего мира".


Первоначально неф храма перекрывался деревянными конструкциями, затем возникли оригинальные шестиугольные пирамиды из камня.


Башни, одна над средокрестьем, другая над порталом, были построены в XI и XII веках. Портал украшен резьбой: по бордюру проема вырезаны звери и растения. Фигуры зверей особенно интересны – они напоминают средневековые бестиарии.


В тимпане портала, исполненного в "стиле Плантагенет", то есть в стиле поздней готики, - рельеф с изображением Богоматери, впрочем, плохо сохранившийся. В крипте церкви остались фрагменты романской живописи. Стиль фресок, отличающихся, по словам французских историков искусства, "графизмом", довольно примитивен. Эта церковь была построена на месте, которое занимала крепость между XI и XII веками. Ее портал увенчан "Поклонением волхвов". Внутри мы можем сегодня видеть первую, наиболее старинную часть замка, датируемую XI веком, и другие, более поздние части, относящиеся к XIV и XV векам.

Недалеко от ренессансной ратуши (1535-1543) расположены ворота Пикок (XV век). На rue du Chateau находятся ренессансное здание Канцелярии времен Генриха II и Дом с кентавром времен Франциска I. Эта же улица ведет к Королевским воротам, через которые можно попасть в замок Лош.




Замок Лош (Chateau le Loches)

Как работает: с июля по сентябрь 9.00-19.00, с октября по июнь 9.00-12.00 и 14.00-17.00.
Цветомузыкальное представление проходит с мая по сентябрь в пятницу и субботу в 22.00.
Цена вопроса: билет в донжон и Королевские покои 7 (4,50) евро.
Сайт замка

История

История замка Лош тесно связана с историей Франции. Первое укрепление (деревянная башня) на месте современного замка возникло в Х веке. Эта башня служила для защиты прилегающего к ней селения и была связана с ним подземными переходами, проложенными в скалах. Владение первоначально принадлежало Фульку Рыжему, графу Анжуйскому, а каменную крепость построил его преемник Фульк III Нерра ("Черный"), герцог Анжуйский. Фульк Нерра, ставший графом в возрасте 17 лет, вошел в историю Франции как завоеватель, проводивший всю свою жизнь в войнах со своими соседями – графами де Блуа. Он был сыном Фулька Доброго – человека духовно богатого, имевшего литературное дарование, которому приписываются знаменитые слова, цитируемые во всех мемуарах – слова, сказанные им Людовику V: "Невежественный король – не что иное, как осёл, надевший корону". Фульк Нерра, человек чрезвычайно жесткий и одновременно набожный, три раза совершал паломничество в Иерусалим, чтобы искупить свои грехи. К этой характеристике Фулька Нерра следует добавить его одержимость в строительстве многочисленных донжонов и военных укреплений: он построил около десятка неприступных замков-крепостей, что было продиктовано требованиями той эпохи. К их числу относятся Монрезор, Монришар и Ланже.

В Лоше был построен донжон между 1005 и 1070 гг. По сторонам его размеры составляли 25 х 15 м, высота превосходила 38 м, а толщина стен колебалась между 2-3 м. Стены были прорезаны бойницами и увенчаны машикулями, через которые бросали метательные снаряды на осаждавших крепость врагов. Внутри на трех этажах расположены камины, стояки которых видны на крыше.

Нерра умер в 1040 году и был похоронен в Лоше. Его преемнику, Жоффруа Мартель д'Анжу, удалось разгромить графов де Блуа в Сен-Мартен-ле-Бо. Таким образом, графы Анжуйские могли спокойно обустраиваться в замке Лош, где они построили другие защитные сооружения с южной стороны. Они оставались хозяевами прилегающих поместий до тех пор, пока последний из Фульков не женился на дочери герцога Нормандии, который был также королем Англии. Их сын Генрих Плантагенет был избран королем Англии в 1154 году и вскоре был вынужден выступить против короля Франции Филиппа-Августа, который захватил большинство владений Плантагенетов. После его смерти Лош перешел к его сыну – Ричарду Львиное Сердце. Ричард отправился в Святую землю в Третий крестовый поход. Но по возвращении он попал в плен к императору Священной Римской империи Генриху VI, и Филипп-Август воспользовался этим обстоятельством, чтобы получить от Иоанна Безземельного, брата Ричарда, множество поместий, в число которых входил и Лош. Обретя свободу, Ричард Львиное Сердце вновь в 1195 году захватил Лош после битвы, которая длилась всего три часа. Он умер в Шиноне четыре года спустя. Законный наследник Артур был убит Иоанном Безземельным, который продолжал битву с Филиппом-Августом. В 1205 году французский король снова завладел Лошем после года осады.

Замок, таким образом, перешел к французской Короне, что потребовало укрепления первоначальных защитных сооружений, и позднее, в XIII веке, - строительства Старого жилого корпуса с башнями и дозорным поясом, расположенного в северной части. Именно здесь в июне 1429 года после взятия Орлеана произошла встреча Жанны д'Арк с дофином Карлом, во время которой ей удалось убедить его короноваться в Реймсе.




В башне этого крыла замка Карл VII поселили Аньес Сорель, прекрасную благородную даму, которая в 1444 году стала первой официальной фавориткой короля Франции.


Она была известна под именем "Прекрасной дамы" не только благодаря красивой внешности, но и потому, что король подарил ей домен Боте-ан-Шампань (от фр. beaute – красота). Аньес было только 20 лет, когда сорокалетний король влюбился в нее. Ее интересовали государственные дела, она очень любила роскошь, и король часто дарил ей драгоценности и редкие безделушки с Востока. Будучи девушкой набожной, Аньес оказывала всяческие благодеяния церкви Нотр-Дам-де-Лош (Eglise Norte-Dame de Loches), известной сегодня как церковь Сен-Урс (Eglise St-Ours).

Аньес умерла в 1450 году в возрасте 28 лет, по-видимому, от последствия тяжелой беременности. Однако, был слух, что ее отравил будущий король Людовик XI, домогательства которого она отвергла, уехав из Шинона в Лош. Она желала быть похороненной любимой церкви, которой она завещала 2 000 золотых экю. Когда на трон взошел Людовик XI, монахи попытались было добиться у него разрешения перенести останки этой "грешницы" в замок, ссылаясь на то, что она не может оставаться в столь святом месте. Однако, угроза забрать все завещанные монастырю дары Аньес заставила церковников немедленно отказаться от своих требований, и останки Аньес оставались там до Революции. Во время Революции церковь Нотр-Дам разрушили, а могилу Аньес Сорель осквернили. Позднее прах перенесли в замок.

На протяжении XV века, по распоряжению королей Франции, Старый жилой корпус был дополнен новыми жилыми постройками, Новой башней и караульной башней Мартелло.


Королевские апартаменты тогда включали одну башню и одну крепостную стену XIII века, ансамбль строений со сторожевой башней XIV века и охотничий павильон XV века, ведущий к воротам Корделье (францисканцев) и к башне Сен-Антуан.


В заново построенном крыле находится капелла Анны Бретонской, сначала жены Карла VIII, затем Людовика XII.


Эту несчастную королеву с ранней молодости преследовали великие горести. К 23 годам она потеряла своих родителей, мужа и четырех детей. Она полюбила уединяться для молитв в небольшой комнате, построенной в Лоше по ее распоряжению. Стены комнаты украшали скульптурные изображения серебряного бретонского горностая на голубом фоне. В одном из углов комнаты находился алтарь, в другом – камин.


Во время Революции восставшие проникли в замок, разрушили Старый жилой корпус, капеллу Анны, тюрьмы и церковь Нотр-Дам. Приняв могилу Аньес Сорель за могилу святой, они осквернили ее, сбросили статую. Позднее останки Аньес были перенесены в замок, и ее гробница находится в настоящее время в одном из залов Старого корпуса. "Прекрасная дама", которую мы видим сегодня, является копией с алебастрового оригинала. Она изображена со сложенными в молитве руками, со склоненными к ее изголовью двумя ангелами и двумя ягнятами в ногах.

Замок Лош служил также тюрьмой, и многие знатные лица томились в ее камерах, начиная с XV века. Кардинал де ла Балю, который принимал участие в заговоре против Карла XI и передал его в руки Карла Смелого, был заключен в 1469 году в круглую башню. Рассказывают, что по иронии судьбы кардинал был заключен в одну из тех камер, которые он сам же и изобрел. Из-за их небольших размеров (1,50 х 1,75 м) камеры-клетки называли "девочками". Ночью клетка подвешивалась на несколько метров над полом, чтобы предотвратить любую попытку к бегству.

Филипп де Коммен, знаменитый историк, был также пленником Лоша. Он предал Людовика XI, встав на сторону группы заговорщиков, враждебных королю. Переведенный впоследствии в Париж, он был помилован королем.

В башне Мартелло содержался Лодовико Сфорца, называемый Моро, герцог Миланский. Этот блестящий утонченный литератор и меценат был захвачен в плен в битва при Новаре и после кратковременного пребывания в Бурже был переведен в Лош. В знак уважения к его знатному роду Людовик XII предоставил ему некоторые "удобства", такте, например, как общество шута и магистров, а также возможность иметь мебель и камин. Моро сам расписал стены и вытянутый свод своей камеры, украсив его изображением геральдического шлема, змей и звезда, а также сделал несколько надписей. Одна из них: "Тот, кто не доволен".


Лодовико Сфорца находился в заточении в этой камере восемь лет, до 1508 года, и говорят, что, едва получив свободу, он мгновенно умер, ослепленный сиянием солнца.

Древние легенды рассказывают также о большом количестве комнат и пещер под замком, где когда-то добывали горную породу. И что будто бы в свое время владелец замка Понбрийан, желая обследовать подземные помещения, приказал вскрыть несколько старинных замурованных дверей. Пройдя через множество подземных галерей, прорытых в самой сердцевине скалы, владелец достиг последнего портала, за которым находился комната, скрывавшая человека высокого роста, в сидячей позе, обхватившего руками голову. При ближайшем рассмотрении оказалось, что это был труп, превратившийся с мумию, благодаря сухому воздуху тюремной камеры. Ветер, ворвавшийся с наружи, моментально обратил его в прах. Здесь же находился небольшой сундучок, в котором лежала аккуратно сложенная одежда. По мнению некоторых экспертов, данный эпизод – не вымысел, а реальное событие, так как кости этого таинственного пленника долгое время хранились в церкви Нотр-Дам-де-Лош.

Подъем придворной и светской жизни в Лоше длился недолго. Превращенный в тюрьму замок стал монументом и был сильно разрушен в 1790 году революционными гражданами города.

По замку


Войти в замок можно через Королевские ворота (Porte Royale, XI век), к которым ведет rue de la Porte. В Королевских воротах, мощном бастионе с двумя башнями XIII века, размещен музей местного пейзажиста XIX века Эммануэль Ленсье (Emmanuel Lansyer) (1835-1893). Реставрирована его мастерская, в которой экспонируются картины живописца и собранная им коллекция восточного искусства.

Справа и слева от них башни XIII века. Самая старая постройка – донжон (1035 год), защищает южную оконечность скалы. Донжон стоит на холме у берега Эндра, окруженный мощными стенами, увеличенными и переделанными в XII-XIII веках. Высота донжона достигает 37 метров, план вытянутый, прямоугольный. К одной из его сторон примыкает башня меньших размеров, и в ней размещается лестница. Вертикальные тяги членят стены, сложенные из массивных квадратов камня. Углы подпирают конусообразные контрфорсы. Три яруса внутри донжона давно рухнули, но основные членения еще хорошо видны. Прослеживаются и остатки каминов, ниш для хранения припасов. В нижнем ярусе находились склад и колодец.


Вход в донжон располагался на высоте трех метров от земли, в узкой башенке с амбразурами. Видимо, раньше существовала специальная приставная лестница, облегчавшая проход внутрь. Каменная винтовая лестница со 150 ступенями ведет наверх, откуда можно обозреть всю крепость. И тогда становится ясно, что стены, тянущиеся более чем на два километра, заключают целый город – с оборонными укреплениями, улицами, домами, дворцом и церковью. Тюрьма Карла VII, а затем Людовика XI находилась в двух башнях – круглой Тур-Ронд и Тур-Мартелет. На Тур-Ронд надпись: "Входите, господа, к королю, нашему властелину".


В подземельях сохранилась камера пыток, оборудованная при Карле VII в XV веке. В ней хранятся кандалы, с помощью которых крепились лодыжки пленников при четвертовании.


Можно осмотреть и копию знаменитой клетки Людовика XI, в которой провел 11 лет епископ Балю.

В северной части замка находятся Королевские апартаменты (Logis Royal, XV-XVI вв.).


"Старый" дворец, построенный в XIV веке, имеет в основе своей четыре укрепленные башни. Одна из них, самая большая, носит имя "Прекрасная Аньес" и посвящена памяти королевской фаворитки.


В башне находилось с 1809 по 1970 года мраморное надгробие этой столь прославленной дамы позднего средневековья. "Новый" дворец, продолжая "старый", строится уже во вкусе следующего времени, переходным к Ренессансу и отчасти напоминающим стиль "Крыла Людовика XII" в Блуа.

Во дворцах хранится несколько незаурядных памятников изобразительного искусства. Один из них – надгробие Аньес Сорель – установлено в северном крыле, построенном для Карла VIII и Анны Бретонской.


На мраморной плите покоится изваянная из мрамора фигура усопшей с молитвенно сложенными руками. У ее головы и ног – по два ангела, которые должны вознести Сорель на небо. Ангелы напоминают – по созвучию в произношении – и об имени умершей. Так же как и ягнята в ее ногах: по-латыни "ягненок" звучит как "агнус". Особенно выразительно лицо статуи, полное благородного величия. Это надгробие, возможно, работа скульптора Жака Мореля, исполненная в середине XV века.


Отметим, что некоторые части памятника реставрированы, так как восставшие в конце XVIII века революционеры сильно повредили надгробие.

На стенах одного из помещений "нового" дворца висит триптих, представляющий "шествие на Голгофу", "Распятие" и "Снятие с креста".


Насыщенные, словно эмалевые краски светятся, как драгоценности: все детали тонко очерчены. Триптих является произведением мастера, вышедшего из мастерской Жана Фуке (имя его неизвестно) и типичен для французского искусства XV века. Об Аньес Сорель напоминает копия диптиха (оригинал находится в Антверпене), исполненного Фуке, где для Мадонны позировала фаворитка Карла VIII.

С террасы замка открывается вид на город и долину реки Эндр.
Tags: *ЦЕНТР – ДОЛИНА ЛУАРЫ, гид, замки Центра-Долины Луары, музеи Центра-Долины Луары, персоны
Subscribe

  • Каменные пирамиды в Оверни

    Можно подумать, что мы находимся в пустыне Аризоны, но эта каменная пирамида служит ориентиром во французских горах. Однажды сложенные пастухами,…

  • Про Мишлен

    Мишлен - это братья-французы, которые владели компанией по производству шин. Как повысить продажи шин? Нужно повысить спрос, нужно, чтобы шины чаще…

  • (no subject)

    Сроки возведения кафедрального собора Сен-Пьер-Сен-Поль в Нанте побили все рекорды: строительная площадка появилась здесь в 1434 году, а…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments