Octavia (octavia555) wrote in france_guide,
Octavia
octavia555
france_guide

Categories:

Замок Анже (Chateau d'Angers)


Где находится: Долина Луары, Анже, promenade du Bout du Monde, 2.
Как работает: ежедневно с мая по сентябрь 9.30-18.30, с сентября по апрель 10.00-17.30.
Цена билета: 6 евро.
Сайт
На что посмотреть: 1) оценить контраст мощных крепостных стен и воздушности внутренних строений; 2) прогуляться по крепостной стене; 3) осмотреть главную достопримечательность города – гобелен "Апокалипсис".

История
Замок воздвиг в IX в. Фульк III Нерра, граф Анжуйский, побуждаемый к этому угрозой со стороны норманнов. Хотя это еще не замок – так, дежурный пост над рекой Мен. А первые свидетельства о присутствии человека в этих местах относятся к эпохе неолита, около 3-4 тысячелетий до н.э., а затем к галльской и галло-романской эпохам.

В 1228-1238 гг. анжуйская династия Плантагенетов расширяет свои владения и воцаряется на территории от Пиренеев до Шотландии. В XIII в., в период регентства Бланки Кастильской, Людовик IX Святой значительно укрепил и перестроил крепость, чтобы сосредоточить в ней королевские войска. Тогда возвели стены (высота их 50-60 м), существующие до сих пор. За образец были взяты итальянские крепостные сооружения. Так появилось образцовое средневековое фортификационное сооружение, предназначенное для отражения любой внешней угрозы, но прежде всего со стороны герцогов Бретонских. Штурмовать замок, стоящий на крутом берегу реки и укрепленный 17 башнями высотой в 30 м, рискнул бы не каждый.


В XIV–XV вв. герцоги Анжуйские Людовик I, Людовик II и король Рене, просвещенные князья и тонкие ценители искусства, ведут в замке блестящую придворную жизнь. Частые поездки в Неаполь окажут влияние на их стиль жизни и архитектурные вкусы.

В XV в. Анже стал резиденцией короля Неаполя и обеих Сицилий, графа Анжуйского и Прованского Рене. В народе венценосного поэта, литератора, строителя, покровителя бедных и угнетенных, любившего праздники и турниры, называли Рене Добрый. Старинная рукопись, иллюстрированная миниатюрами, автором которой был сам король Рене, показывает нам ту пышность, с которой проводились турниры в замке Анже, где были устроены также вольеры и зверинцы для экзотических животных. В саду, разбитом по его приказу, высажены согласно вкусам Возрождения ароматические и лечебные травы.


Нам довелось увидеть местное экзотическое животное – филина (или сову?). Сначала он флегматично сидел на руке "филиновода", а потом вспорхнул и улетел к нам – мы как раз по стене прогуливались, поэтому смогли поймать в кадр. Филиновод долго уговаривал питомца вернуться, но птичка игнорировала призывы. Пришлось хозяину самому подниматься за филином.))




Оборонительный пояс и тюрьма
В конце XVI в., во время религиозных войн и устремлений отвоевать автономию для территории, замок снова сыграет роль оборонительной королевской крепости. Религиозные войны XVI в. оставили след в истории замка, послужив причиной упадка замка. Когда Францией правил Генрих III приказал разрушить Анже в 1585 году. Однако пятиугольная крепость с ее цилиндрическими башнями была настолько мощной, что бывшему аббату Ф. Делом из Сен-Сержа удалось только уменьшить высоту башен за счет разрушения их островерхой кровли. Он построил по периметру стен специальные террасы, с которых защитники хорошо видели поле боя и могли лить на головы нападавших кипящую смолу. Благодаря реконструкции крепость стала отвечать последним достижениями артиллерии, и на ее стенах можно было установить пушки.


Башни и стены, потемневшие от времени, возводились из мощных камней, – как правило, из гранита с использованием известняка, песчаника и шифера. Массивные, черные, они кажутся особенно грозными и неприступными в светлой атмосфере города. В семнадцати цилиндрических башнях иногда прокладывались отдельные "пояса" белого камня, благодаря чему еще больше подчеркивалась суровая мощь всего сооружения.


Рвы вокруг стен (за исключением той, что выходит к реке) выкопали при Людовике XI в 1485 году. Некогда, до тех пор, пока река не изменила своего русла, крепость стояла на самом берегу, и Мен вместе со рвами образовывали единую оборонную систему.

Через ров перекинут подъемный мост. Это главный вход в крепость. Он служит и по настоящее время.


Теперь на дне рва разбиты сады.




А когда мы были в этом замке, то на дне рва разворачивался эпизод из средневековой жизни: возле палаток бродили воины, паслись ослики, лошади и даже верблюды, а неподалеку хрюкали упитанные свинки и гоготали гуси. Может, кино снимали? Или же просто создавали атмосферу для туристов...






С приходом к власти Генриха IV работы по перестройке крепости были прекращены, что позволило устроить в замке празднества по случаю обручения Цезаря Вандомского с Франсуазой Лотарингской.

Гуляем по замку.
План (из буклета, который выдается бесплатно на кассе - есть на русском языке).


На крепостную стену можно подняться и совершить прогулку по дозорной дорожке (7) на гребне стен. Она была построена в конце XVI в. после выравнивания башен. Представьте, что до этого башни были на десяток метров выше и украшены "перечницами" с шиферными крышами. Оборонительную мощь увеличивали земляные укрепления стены, на которых были сооружены артиллерийские фортификации.


Мельничная башня (6) высотой 40 м возвышается над рекой Мэн. Раньше на ней находилась ветряная мельница, давшая название башне. Отсюда открывается великолепный вид на город, реку и замок. Внутри башни выставлены сюрреалистические инсталляции на тему "Мир во всем мире". Впечатление они производят жутковатое. Я решилась сфотографировать только одну композицию, посвященную жертвам войн.


Позади высаженного в 1961 году виноградника (8) в 50-х годах XX в. на месте бывших артиллерийских фортификаций был разбит сад в средневековом стиле (8).








В жилище губернатора (9) самой старинной частью является лестничная башня XV в.

Первоначально главным входом в крепость служили ворота в поля (10). Находящиеся над воротами ассомуары позволяли обливать нападающих кипятком или забрасывать их снарядами. Сегодня этих ворот и изощренных оборонительных приспособлений не существует, но в залах башни экспонируются современные работы Саркиса – уменьшенные в пять раз макеты каждой башни с проемами. А на остатки подъемного моста пускают туристов.


Юго-западная часть крепостной стены (11) была перестроена XVI в.

Если снаружи крепость Людовика IX впечатляет своими массивными башнями и стенами, то за крепостной стеной поражает элегантными постройками и красивыми садами светский замок анжуйских династий. На северной стороне замка размещались корпуса дворцов, впрочем, сильно переделанные в XVIII в., значительно утратившие свой "переходный" стиль между XV–XVI вв. Интерьеры дворцов украшались многочисленными шпалерами, созданными в период с XIV по XVI в. Многие из них сохранились до настоящего времени и экспонированы в специально построенном павильоне.

Прогулка по замку
Часовня (5), построенная около 1410 года по указанию супруги Людовика II Анжуйского Иоланды Арагонской, имеет всего один неф и отличается своими величественными пропорциями и характерным, сильно выгнутым, анжуйском сводом.




Фрески в часовне.


Входим в замок через мостовую башню XV в. (2), украшенную живописными башенками с "перечницами". Прежде она служила крытым входом в королевское жилище. Внутри можно увидеть родословное древо семьи Анжу.


В зале макетов (3), расположенном на нижнем этаже королевской резиденции, можно представить, как на протяжении веков менялись здешние места.

Королевская резиденция (4) является единственной из оставшихся жилых строений, построенных Людовиком II в XIV в. В 1450 году Рене Анжуйский пристроил галерею со сквозными оконными каменными переплетами, которые разделяют оконный проем на отдельные секции, ритм фасада которой задается тремя контрфорсами. Сидя у своего окна, принц мог наблюдать за проходившими во дворе праздниками.

Кроме того до наших дней сохранилась стена большого зала графского дворца (13). Это здание и было резиденцией графов Анжуйских с IX по XII вв. На фасаде можно увидеть следы изменений, которые вносили в здание сменявшие друг друга жильцы.


Но самый знаменитый экспонат замка помещен в отдельное помещение. Галерея "Апокалипсис" (12), находящаяся в Королевском дворе, была построена между 1952 и 1954 гг. на месте исчезнувших строений для того, чтобы представить посетителям монументальный ансамбль тканных картин. После переоборудования в 1996 г. в галерее созданы идеальные условия для хранения гобелена с сюжетами из Апокалипсиса.

Над галерей разбиты клумбы.


Ковер Апокалипсиса (Tenture de l'Apocalypse) – один из самых старых и больших во Франции. По заказу герцога Людовика I Анжуйского этот гобелен выткал в 1376-1380 гг. Николя Батай, вероятно, в парижской мастерской Р. Пуансона по рисункам Эннекена (Жана Бандоля) из Брюгге. Гобелен, высокий художественный уровень и техническое мастерство исполнения которого свидетельствуют об амбициях заказавшей его королевской особы, долгое время украшал дворцовую капеллу. В 1400 году шпалеры хранились в архиепископстве Арля, а начиная с 1474 года – в церкви св. Мориса в Анже. Эти гобелены, исчезнувшие в 1782 году, были обнаружены в 1848 году каноником Жубером, который предпринял их реставрацию. Вскоре произведение было выкуплено у церкви государством и отреставрировано. В 1938 году его вновь открыл Ж. Люрса.


До наших дней от гобелена длиной 168 м и высотой 5 м сохранилось 103 м. Композиционно он делился на семь частей, содержавших более ста сюжетов. На шпалере изображении 76 сцен, иллюстрирующих Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис). По своей живописной экспрессии они могут сравниться лишь с выразительностью самого текста. На каждой картине присутствует образ св. Иоанна, принимающего участие в происходящих событиях и поясняющего их. Оригинальные подписи пришлось удалить из-за их плохой сохранности. По стилю ковер представляет словно увеличенные книжные миниатюры, и действительно – художник вдохновлялся рядом манускриптов, специально подобранных заказчиком. Фон большей частью покрыт стилизованным растительным орнаментом, в иных случаях он густо-синего или красного цвета. В отельных фрагментах использована золотая нить. Обычно красный фон означает, что действие происходит в аду, голубой же – для мистических видений.

В трактовке сюжетов видны характерные приемы средневекового искусства: разномасштабность фигур, плоскостность, изощренная орнаментация. Интересно, что в мотивах многих сцен воплощено типичное для средневекового мышления восприятие пространства и времени: так, в нижнем окаймляющем бордюре можно видеть изображение мыши, вбегающей в нору, и через десять метров – ее же, но уже выбегающей. Апокалипсические сцены полны фантазии: тут зритель видит драконов, чудовищ с семью головами, сидящими друг на друге, изо рта у них показываются лягушки.

Сюжеты, выполненные на гобеленах, сохраняют загадочный и аллегорический, подчас трудно толкуемый смысл текстов "Апокалипсиса". На первой картине представлен сюжет со св. Иоанном, который по велению Господа, начинаем описывать "виденные им во благо Семь церквей", изображенных в виде капелл.

Символика, присутствующая в этой сцене, повторяется на всех гобеленах, особенно на следующих: на гобелене, где св. Иоанн видит Мессию в окружении символических атрибутов и персонажей, изображающих суть Мироздания. После сцены поклонения Мессии следует изображение св. Иоанна в слезах, вызванных откровением божественных тайн после представления Агнца. Всадники Апокалипсиса появляются на лошадях разного цвета в сопровождении душ умерших, служащих Господу Богу. После признания избранных происходят таинства в присутствии Бога и ангела. В сценах великого землетрясения, огненной звезды и орла природные стихии разверзаются после четырех первых звуков труб. Когда в пятой и шестой раз вострубили трубы, хаос Вселенной множится.

В следующих панно св. Иоанн дает толкование пророческим знамениям семи громовых ударов труб и символически поедает книгу, взятую из рук ангела. После того, как Иоанн насладился небесной гармонией, идет повествование о приключениях с двумя свидетелями, спаленными Богом, о неминуем пришествии Мессии и о Страшном суде.

Далее иллюстрируется глава о Сатане, представленном в разных обличиях: в виде дракона, угрожающего миру; нападающего на роженицу, которую защищает св. Михаил, и сражающегося против верующих; в виде морского чудовища и, наконец, в виде земного чудовища.

После этих тревожных сцен космической катастрофы ангелы из Нового Завета возвещают о разрушении Вавилона и о наказании безбожников. Спасенные праведники приняты Богом, тогда как на нечестивых обрушивается гнев Господний и "ангелы срезают их, как гроздья винограда". За изображением небесных кар, сопровождаемых гневом Господним, следует появление трех чудовищ и Вавилона – "матери мерзости земной", который проваливается в бездну вместе с тремя чудовищами и Сатаной.

Заканчивается шпалера образом светлого Иерусалима, совершенство которого познает св. Иоанн, перед тем как пасть ниц перед Троицей.

В замке выставлены и другие образцы шпалерного искусства – коллекция красочных фламандских гобеленов: трехчастный "Ковер Страстей" (Tenture de la Passion), выполненный в конце XV в. Его отличает богатство тонов и оттенков. Возможно, он выполнен в шпалерных мастерских на Луаре. Для этих мастерских характерно узорочье фона в стиле "тысяча цветов". Этот ковер экспонируется в старой капелле замка. Многие гобелены из луарских мастерских хранятся в парижском музее Клюни. В Анже также интересно изучить гобелены "Дама, играющая на органе" и "Пентесилея" работы XVI в. Все они отличаются особым богатством тонов и оттенков.

После осмотра гобелена, мы попадаем в зал, где выставлены свидетельства археологических раскопок (14). Здесь можно видеть самые старые следы проживания людей в этой местности: монументальное погребение (груда камней) 15 м в диаметре с коридором и 5 помещениями. Оно датируется III и IV в. до н.э. Также здесь были найдены некоторые предметы неолитической эпохи: вазы, отполированные кремнем лезвия топора, подвески. В глубине расположены два зала романской эпохи: в зале слева раньше находились дымоход и слив сточных вод, а в стены зала справа встроены трубы из глины, проведенные для обогрева зала, расположенного на верхнем уровне.

И логическим завершением экскурсии становится посещение сувенирного магазина – как раз рядом с археологическими экспонатами.))
Tags: *ЗЕМЛИ ЛУАРЫ, Анже, гид, города Земель Луары, замки Земель Луары, искусство, сады Земель Луары, церкви Земель Луары
Subscribe

  • Про Мишлен

    Мишлен - это братья-французы, которые владели компанией по производству шин. Как повысить продажи шин? Нужно повысить спрос, нужно, чтобы шины чаще…

  • Квартал Сен-Лё (Saint-Leu) в Амьене

    Старые дома квартала Сен-Лё, расположенные у подножия Амьенского собора, отражаются в водах Соммы. В средние века здесь находились ткацкие и…

  • Карнавал Дюнкерка (Dunkerque)

    Под сенью разноцветных зонтиков тысячи карнавальных масок участвуют в завершающем танце карнавала в Дюнкерке. В течение трёх веков с января по…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments