Octavia (octavia555) wrote in france_guide,
Octavia
octavia555
france_guide

Category:

Музей Байенского гобелена (Musee de la Tapisserie de Bayeux)

Открытка из Байе
Где находится: Байе (Нормандия), в музей можно пройти от туристического офиса: сначала на юг по rue Larcher, до пересечения с rue de Nesmond, а затем по ней на запад до дома 13.
Как работает: с середины сентября по апрель 9.00 / 9.30-12.30 и 14.00-18.00; в остальное время года до 19.00. Рекомендуется взять аудиогид (есть и на русском языке).
Цена билета: 7,80 евро.
Сайт

На что посмотреть: Байенский гобелен – это полоса грубой льняной материи длиной около 70 м и шириной 50 см, на которой разноцветной шерстью вышита история завоевания Англии норманнами под предводительством Вильгельма.

История изготовления.
Его изготовили между 1066 и 1082 гг. Точный заказчик произведения неизвестен. Существуют три версии.
Матильда Фландрская
Согласно традиционной точке зрения, ковёр был вышит по приказу королевы Матильды, жены Вильгельма Завоевателя, её придворными ткачихами. Во Франции ковёр известен как «Ковёр королевы Матильды». (Биография королевы)

В XX веке была выдвинута другая гипотеза: заказчиком создания ковра мог быть Одо, епископ Байё, единокровный брат и один из ближайших соратников короля Вильгельма I. В качестве подтверждения этого тезиса обычно приводят следующие факты:

- на ковре изображены трое из служилых людей епископа, чьи имена также содержатся в Книге Страшного суда;

- ковёр хранился в соборе Байё, построенном Одо. Возможно, ковёр создавался именно в то время, когда велось строительство собора (1070-е гг.) и, наверное, предназначался для его убранства.

В случае, если заказчиком ковра действительно был епископ Одо, его авторами, вероятно, были английские ткачи, поскольку основные земельные владения епископа находились в Кенте. Это косвенно подтверждается тем, что некоторые латинские названия на ковре являются производными от англосаксонских, а растительные красители, использованные при создании ковра, были широко распространены именно в Англии.

Существует предположение, что авторами ковра из Байё были монахи монастыря Cв. Августина в Кентербери.

Более сложный вопрос заключен в том, кто был дизайнером изображения. Если окинуть взглядом весь гобелен в целом, то становится ясно, что он прославляет великую победу. И видно, что авторство замысла принадлежит одному человеку. Кто же это мог быть – мужчина или женщина? Скорее всего, мужчина, непосредственный участник событий. Сцены битвы на гобелене изображены очень живо и с кровавыми подробностями. Вряд ли дама могла знать о подобных подробностях, не побывав в гуще событий.

Гобелен состоит из восьми отдельных кусков льна, соединенных вместе по длине. Полагают, что сначала на ткань был нанесен рисунок, затем вышит и только после этого соединен в единое полотно. Всего на ткань нанесено 58 сцен, следующих одна за другой в хронологической последовательности. Каждая из них снабжена комментариями, сделанными на "собачьей" латыни. На картинах скрупулезно воспроизведены традиционные для норманнов и саксов оружие, инструменты и даже пища. Саксы на гобелене изображены усатыми, а норманны с бритыми затылками. В 1066 г. К Земле приближалась комета Галлея – она также вышита на гобелене. Видно, что прежде гобелен был длиннее, за 1000 лет его существования было утрачено как минимум 7 м. Как, когда и почему потерялась одна часть – неизвестно. На ней, вероятно, изображались события после битвы при Гастингсе, в том числе коронация Вильгельма Завоевателя, которая произошла на Рождество 1066 года. Возможно, там было изображено его прибытие в Лондон и возведение Тауэра.

Внимательно изучив гобелен, историки пришли к выводу: его ткали всего два человека, работая в четыре руки. Нигде в мире нет ничего подобного гобелену из Байе – даже если бы его вышили не тысячу, а двадцать лет назад, он собрал бы множество восхищенных зрителей.

Интересные факты.
На гобелене изображены:
- 623 человеческие фигуры;
- 55 собак;
- 202 лошадей;
- 41 корабль;
- 49 деревьев;
- почти 2000 латинских слов;
- более 500 мифических персонажей (вроде драконов);
- можно различить по меньшей мере 8 оттенков шерстяных нитей: фиолетового, голубого, зелёного и чёрного;
- при вышивке применялись техника тамбурной строчки, техника стебельчатого шва, а также простой «набор».

История гобелена.
После завершения работы над ковром, он был доставлен в Байе и выставлен в соборе Нотр-Дам, возведенном епископом Одо. Известно, что более 400 лет гобелен находился на стенах собора – это становится очевидным при изучении описи церковного имущества тех времен. Самое раннее письменное свидетельство о ковре содержится в описи имущества кафедрального собора Нотр-Дам в Байё, датированной 1476 г. В следующие триста лет описи не велись, но можно предположить, что гобелен оставался на своем месте. Первые репродукции ковра были опубликованы в 1730-х гг. Бернаром де Монфоконом. В 1750 году он был отправлен на изучение в Англию, в историческое сообщество Palaeographia Britannicus. По возвращении гобелен оказался в опасности. В период Великой Французской революции некоторые республиканцы из Байё хотели сделать из ковра покрытие для повозки с военной амуницией, но адвокат Lambert Leonard Leforestier, понимавший ценность ковра, спас его, предоставив другую ткань.

В 1803 г. Наполеон вывез ковёр в Париж с целью пропаганды планируемого французского вторжения в Англию. Однако, когда план вторжения провалился, ковёр возвратили в Байё. Там он и хранился в свёрнутом виде, хоть это и заставило вышивку вытянуться, но по крайней мере, гобелен был в безопасности. В 1818 году англичане проявили интерес к шедевру. Прибыл реставратор, который более двух лет изучал гобелен и составил план реставрации, однако приступить к его выполнению ему помешала смерть. Однако реставрация все же была проведена в 1842 году. Тогда же гобелен впервые поместили под стекло. В 1870 году его вновь свернули и убрали в тайники – шла Франко-Прусская война, никто не хотел рисковать. Через два года шедевр вновь явил себя миру. До 1913 года он был открыт взорам публики, а затем вспыхнувшая I Мировая война вновь заставила жителей Байе свернуть ковер и спрятать его в тайники. Также поступили власти и во время II Мировой войны, зная стремление нацистов коллекционировать произведения искусства на завоеванных территориях. Поэтому большую часть военного времени ковёр провёл в подземельях Лувра. После капитуляции Германии гобелен был выставлен в Париже во всем блеске своей славы. Через год он вернулся в Байе.

В настоящее время ковёр выставлен в специальном музее в Байё (бывшая семинария, а ныне "Центр Гийома Завоевателя"), причём, во избежание ухудшения состояния этого произведения искусства, он помещён под стекло, а в комнате поддерживается специальное слабое освещение.

Сюжет
История короля Гарольда и Вильгельма Завоевателя известна каждому школьнику – в 1066 году английский правитель Гарольд сразился при Гастингсе с захватчиком, заезжим норманном Вильгельмом. Гарольд погиб в бою, войска саксов были разбиты, и в Англии на трон сел нормандский герцог. Историческое было сражение – не зря его воспевают на протяжении многих веков в романах и балладах: "Аббат Вальдгэма тяжело вздохнул, сраженный вестью, что саксов вождь, король Гарольд, при Гастингсе пал с честью".

В музее на подходе к гобелену посетители разглядывают восковые фигуры Гийома и его воинов, карты сражений, макеты и множество других экспонатов сходной тематики, осмотр кажется бесконечным – но в конце концов оказываешься перед дверью с заветным словом "гобелен". И оказываешься при этом совершенно не готов ко встрече с этим удивительным творением – невозможно представить, что в XI в. можно было проиллюстрировать исторические события таким показательным и остроумным способом. Гобелен растянут в черном зале, защищен стеклом и хорошо освещен – все 58 сцен посвящены истории Гарольда и Гийома, истории, как любезно поясняет экскурсовод, предательства и клятвопреступления. К каждой сцене полагаются довольно язвительные надписи, сделанные на латыни, но, в принципе, можно обойтись и без пояснений. Гарольда и других англичан можно опознать по пышным тараканьим усам, тогда как норманнские воины предстают на гобелене чисто выбритыми. История начинается задолго до Гастингса – и повествует о дружбе и братстве между будущими врагами. Гийом, по версии французов, помогал Гарольду сражаться, освобождал его из плена и об одном только просил – не занимать английский трон. Вероломный Гарольд (вот и верь после этого Гейне!) нарушил свое обещание, и норманны под предводительством Гийома отправились в далекий поход, чтобы поставить на место зарвавшегося короля. Сцены сбора войск, погрузки на корабли и высадки в Англии – пожалуй, самые сильные на всем гобелене, особенно поражают вышитые кони и тщательно проработанный рисунок оружия. И пусть краски со временем чуточку поблекли, все равно полотно удивляет своими яркими цветами и на редкость точными изображениями. До первой находки археологов в болотах под Шлезвигом в 1862 г. ладьей знаменитых викингов об их виде историки знали лишь по описаниям Тацита и изображениям их на гобелене из Байе!
Сувенирная марка
Король Гарольд, как известно всем, погиб на поле боя – стрела норманнского воина угодила ему в глаз, и наступившая смерть внесла панику в саксонские войска. Сцена его гибели очень часто "цитируется" на всевозможной сувенирной продукции, которую продают в Байе буквально на каждом шагу. Чашки, коробки с масляным печеньем, коврики для мыши и даже набор вышивки "сделай сам" – все украшено знакомыми мотивами. Французы гордятся гобеленом из Байе ничуть не меньше, чем Вильгельмом Завоевателем – в конце концов, это для англичан он Завоеватель, а для французов – герой и король Гийом. Современные модельеры обратили внимание на образец старинной вышивки: в летних коллекциях встречаются женские шелковые платки, украшенные фрагментами сюжета гобелена из Байе.

Собственно гобелен.

Король Эдвард. Гарольд, герцог Англии и его свита скачут в Бошэм (Bosham).
Король Англии Эдуард Исповедник в 1064 году дал неприятное задание своему поданному герцогу Гарольду съездить в Нормандию, чтобы уплатить дань нормандскому герцогу Вильяму. Унизительность мероприятия для Гарольда усиливал тот факт, что в 1051 году Эдуард и Вильям заключили соглашение, по которому трон после Эдуарда достанется нормандскому герцогу. Однако Гарольд использовал свою миссию и для личных целей – он организовал освобождение своих племянников Валфнота (Wulfnot ) и Харкона (Harkon). К сожалению, корабль, на котором Гарольд двигался к берегам Нормандии попал в сильный шторм, и бедняга герцог был захвачен в плен неким Ги Понтью (Guy of Ponthieu). Обратите внимание на моду на усы тех времен.


Церковь. Отсюда Гарольд отправляется в море…


… чтобы на всех парусах приплыть на территорию графа Ги.


Гарольд. Ги захватывает Гарольда и отправляет его в Борен (Beaurain), где удерживает силой.


Гарольд и Ги ведут беседу.
Посланник герцога Вильгельма прибывает к Ги
.


Посланники Ги прибывают к герцогу Вильгельму.

Ги Понтью оповещает Вильгельма, что он взял в плен герцога Гарольда. По сей день остается открытым вопрос, был ли уплачен выкуп за пленника. Одни говорят, что Вильгельм раскошелился, чтобы освободить знатного пленника. Другие считают, что он категорически отказался. Слегка поднажав на Ги, используя способ деликатной угрозы, он постарался убедить того в ошибочности его поведения.


Ги берет Гарольда к Вильгельму, герцогу Нормандии.
Сцена на гобелене показывает момент передачи герцога Гарольда Вильгельму. Слева мы допускаем, что это Гай, указывающий на Гарольда, адресуясь к Вильгельму, стоящему справа.


Герцог Вильгельм прибывает в свой дворец с Гарольдом. Здесь некий церковный служка и Аэлфгива (Aelfgyva).
Вильгельм и Гарольд обсуждают актуальные проблемы. Было организовано множество встреч, подобных этой. Эти мужчины были достойными соперниками и по уму, так что им, должно быть, было интересно слушать друг друга. Гарольд понимал, что он фактически был заложником, поэтому он должен был быть очень осторожным на этих встречах, так что Гарольд и Вильгельм стали хорошими друзьями и сражались бок о бок. Предполагалось, что если бы Гарольд когда-либо вернулся в Англию, он должен был немедленно принести клятву верности Вильгельму.


Герцог Вильгельм и его армия приходят к Мон-Сен-Мишель.


Они пересекают реку Кеснон (Cuesnon).
Герцог Гарольд вытаскивает их из песков.
И все вместе они прибывают в Дол (Dol), и Конан спасается бегством.
Ренн (Rennes).



Солдаты герцога Вильгельма сражаются с жителями Динана, и Конан передает ключи.


Вильгельм дает Гарольду оружие.
Вильгельм прибывает в Байе.
Гарольд приносит клятву верности герцогу Вильгельму.
Гарольд понимает, что у него нет выбора, что ему придется принести клятву верности Вильгельму, если он хочет когда-либо попасть домой и освободить Валфнота и Харкона. Сцена изображает акт поклонения перед святыми реликвиями. Это было последним, что он хотел бы сделать. Будучи хитрым политиком, он даже эту клятву верности использовал в своих интересах. Мол, приносил он ее под давлением и находясь в фактическом плену, так что юридической силы данная клятва не имеет. Однако в данный момент цель Гарольда была достигнута: Харкон, его племянник, последовал в Англию за дядей. Его же брат Валфнот остался в заложниках по очевидным причинам.


Герцог Гарольд возвращается домой в Англию.


И пришел он к королю Эдуарду. Король Эдвард в постели говорит со своими поданными. И здесь же он умирает.
Тело Эдуарда Исповедника перенесли в Вестминстер, где и похоронили, ибо аббатство было построено им самим. Теперь события, которые последовали спустя 10 месяцев, стали необратимыми.


Гарольду преподносят королевскую корону.
Ныне на престоле Англии – Гарольд.
Люди восхищаются звездой.

Смерть Эдуарда Исповедника наступила 6 января 1066 года. Одним из персонажей в этой сцене должен быть Гарольд, ибо последними словами Эдуарда были: "Я поручаю мою жену твоим заботам и вместе с ней – все мое королевство". Были ли сказаны эти слова Эдуардом на самом деле – до сих пор под вопросом. Если были, то их можно интерпретировать разными способами. Гарольд же не сомневался.
На следующий день после смерти Эдуарда Исповедника Гарольд был коронован в Вестминстерском Аббатстве. Он стал первым королем, возведенным на престол в этом месте. По его левую руку находится Стиганд (Stigand), отлученный от церкви архиепископ Кентерберийский, который наравне с Годвинами (Godwins) сделал коронацию возможной.
Комета Галлея была впервые замечена 24 апреля 1066 года. Саксы считали ее плохим предзнаменованием. Было высчитано, что тогда комета была значительно ярче, чем зимой 1985. Понятно, что в те времена любые небесные аномалии считались знамением Божьим, посланным для поддержки или же предупреждения. Предзнаменованиям же придавалось большое значение в Средние века.


Гарольда предупреждают о появлении кометы.
Английский корабль пристает к землям герцога Вильгельма.



Вильгельм приказывает строить корабль.
Новость о коронации Гарольда вызывает гнев Вильгельма. Он убеждает своих графов и баронов присоединиться к нему в этом крестовом походе. Кроме того, он заручается поддержкой Папы. Так что начинается подготовка к завоеванию Англии. Сцена показывает постройку кораблей. Заметьте, насколько похожи они на ладьи викингов.


Корабли спускают на воду.
Люди грузят оружие на корабли.
Обратите внимание на кольчуги, которые несут на жердях, - это подсказывает нам, насколько тяжелы они были. Также несут мечи. Тележка справа содержит бочку с водой или даже с вином. Поверх всего лежат копья и шлемы.


Вильгельм пересекает море на большом корабле…
Вильгельм присоединился к своему флоту в районе Сен-Валери-сюр-Сомм (St Valery sur Somme), ожидая идеальных условий для пересечения Ла-Манша и начала завоевательной операции.


… и прибывает в Певенси (Pevensey).
Армия Вильгельма высаживается в Певенси. Процесс этот прошел не слишком удачно. Во-первых, почва в том районе из-за частых наводнений, была слишком топкой. А во-вторых, Вильгельм имел несчастье упасть в грязь лицом (в прямом смысле этого слова), что в те времена считалось дурным предзнаменованием. Впрочем, герцог поспешил выбросить мысль о приметах из головы, но все же считается, что лишь малая часть его войск высадилась на землю в этом месте, чтобы добраться до Гастингса. Остальные остались на кораблях и проплыли 20 км восточнее, чтобы встретиться со своим предводителем там.


Лошади высаживаются на берег.
И солдаты спешат к Гастингсу, чтобы экспроприировать еду у местных жителей.

Финальная высадка кораблей у Гастингса. Вильгельм немедленно позаботился о сооружении деревянных защитных сооружений, которые были взяты на корабли в разобранном виде. Они были установлены на вершинах скал. Вновь дала о себе знать его скандинавская кровь, когда была использована тактика викингов.


Вадард (Wadard).
Готовится мясо. Слуги накрывают столы
.


Обед.
Епископ Одо благословляет еду и вино.
Вильгельм.
Роберт.


В Гастингсе.
Вильгельм получает новости о Гарольде.
Дом поджигают.
Это изображение показывает Вильгельма, который узнает о Гарольде, его расположении и вероятности его победы у Стамфордского моста (Stamford Bridge). Справа норманны поджигают дом, один из множества, которые будут сожжены на завоеванных территориях.


Солдаты покидают Гастингс и идут на битву с королем Гарольдом.


Герцог Вильгельм спрашивает Витала (Vital), увидит ли он армию Гарольда.


Этот человек информирует короля Гарольда об армии герцога Вильгельма.


Битва.
Интересна правая часть, где мы видим двух стрелков. У верхнего нет доспехов, а у нижнего есть. Возможно, были особые стрелки, которые использовали в закрытом ряду или же ответ кроется в следующем изображении.


Герцог Вильгельм убеждает своих солдат подготовиться к битве с английской армией.
Атака норманнов на стену из щитов саксов. Копья держались над плечом для большей эффективности удара. Этот прием часто использовался в рыцарских поединках. Однако было достаточно тяжело пробить заслон из щитов, который хорошо защищал и от стрел, и от копий. Вильгельм никогда прежде не встречал такой тактики обороны, и потому был слегка растерян. Обратите также внимание на форму щитов – в виде воздушного змея, не так ли? Известно, что в битве использовались и щиты круглой формы, причем обеими сторонами, но на гобелене это не изображено, насколько я могу видеть. Саксы не склонны были использовать лучников, но все же положение этого стрелка за заслоном из щитов саксов убеждает нас, что он является сторонником короля Гарольда. По нижнему краю гобелена мы видим многочисленные тела людей и животных.


Пали Леофвин (Leofwine) и Джирт (Gyrth), братья Гарольда.
Эта часть гобелена повествует от гибели братьев Гарольда – Джирта и Леофвина. Похоже, что они не были рядом с Гарольдом в его командном штабе на склоне холма. Скорее всего, они были на правом фланге армии саксов и были втянуты в погоню за бретонцами вниз по холму, считая, что отступает вся армия. Неизвестно, то ли сам Гарольд сделал этот тактически неверный шаг, то ли импульсивные братья, но факт налицо: именно эта ошибка и стала причиной поражения саксов.


Гибель французов и англичан в битве.
Живая иллюстрация эффективности Датского военного топора. Эти топоры с длинной рукояткой могли сразить и всадника, и лошадь. Это было зловещее оружие и изначально использовалась датчанами, особенно телохранителями короля Кнута.


Епископ Одо с посохом в руке ободряет солдат.
Герцог Вильгельм.
Дела пошли не слишком удачно для Вильгельма, когда ослабел его левый фланг. К тому же распространились слухи о его гибели. Чтобы показать своим людям, что он еще жив, Вильгельм поднял забрало и явил воинам свое лицо. Если бы он этого не сделал, битва могла бы быть на этом завершена.


Юстас (Eustace). Здесь бьются французы.
Следуя утвержденной успешно реализованной тактике ложного отступления, Вильгельм решил пробить линию саксов. Его лучники мало что могли сделать после выстрела, поскольку им требуется время для перезарядки оружия. К тому же, раз саксы не используют лучников со своей стороны, то и стрел с их стороны не поступало. Лучники были вынуждены отойти назад, чтобы пополнить свои запасы метательного оружия камнями, и ожидали дальнейших указаний от начальства. Вильгельм решил выпустить их вперед и использовать их как огневое оружие, чтобы они могли перекинуть свои стрелы через щиты, в то время как его пешие солдаты и кавалерия могли бы пройти вперед. Истощенная стена саксов рухнула под этой тактикой и это стало сигналом к окончанию битвы.


И пали те, кто были с Гарольдом. А король Гарольд был убит.
Гарольд изображен держащим или же пытающимся извлечь стрелу из глаза. Даже если бы он не был убит, храбрости его защитников не было бы достаточно, чтобы защитить его от норманнов. Чтобы уж точно не было сомнений в гибели Гарольда, норманны добивают его.


И англичане бегут с поля боя.
Эта финальная часть гобелена показывает нам отступление остатков армии саксов.

При подготовке материала использована информация с сайтов, посвященных битве при Гастингсе, в т.ч. из Википедии.
Гобелен в панораме можно посмотреть здесь.
Tags: *НОРМАНДИЯ, Байе, гид, искусство, музеи Нормандии, персоны
Subscribe

  • Скалы Этрета

    Выше соборов скалы Этрета на Алебастровом побережье, имеют форму арок и проходов, созданные силой течений. Во время отливов у подножия скал…

  • Коломбажные дома (maison à colombage) в Этрета

    Изящная геометрия этой коломбажной стены создается деревянными балками и лёгкой кладкой, скреплёнными глиной и соломой. Дома в этом стиле стали…

  • Сады Живерни

    Весной кажется, что разноцветная река пионов, маков и роз разливается на клумбах Живерни, что недалеко от Вернона. С 1883 года до своей смерти в…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments