frenchhistorian (frenchhistorian) wrote in france_guide,
frenchhistorian
frenchhistorian
france_guide

Categories:

Прогулки по Этампу (Étampes), Иль-де-Франс (Île-de-France). Часть II

Продолжаем знакомство с Этампом. Первая часть прогулки ЗДЕСЬ.

Впереди у нас церковь Сен-Базиль (Église Saint-Basile - Святого Василия Великого) и другие достопримечательности.





Церковь освящена в честь архиепископа Кесарии Кападокийской святого Василия, жившего в 4 веке нашей эры.
Сохранился дороманский тимпан X-XI столетия, требующий срочной реставрации.

















1) Справа — Страшный суд, море и земля выплевывают мертвых (уникальная сцена в скульптурном изображении на Западе).
2) Слева – сцена, вдохновленная 20 главой Апокалипсиса – животное с семью головами выплевывает мертвых. (Зверь, вышедший из моря — библейский апокалиптический образ, зверь, вышедший из моря и имевший семь голов и десять рогов. По библейскому рассказу, вместе с двурогим зверем, вышедшем из земли, был показан Апостолу Иоанну в видении, описываемом в 13-й главе книги Откровения (Откр.13:1—17).) Еще левее – Антихрист перед Аидом (предположение).

В 2012-м году появились более новые исследования тимпана Сен-Базиль в Этампе.

По общепризнанному мнению, которое сформировалось еще в XVII веке, церковь была основана королем Робертом II Благочестивым в 1020 году. В отличие от коллегиальной церкви Богоматери, она предназначалась для паствы невысокого происхождения. Идея об основании церкви Сен-Базиль Робером Благочестивым в начале XI высказана в XVII веке. Сегодня это предположение отвергается.

Во-первых, монах Эльго, друг Робера Благочестивого, автор королевских хроник упоминает среди основанных королем церквей кроме Нотр-Дам еще одну церковь (autre eglise dans le castrum), то есть церковь в пределе крепостных стен. По-видимому, речь идет о простой капелле королевского дворца. Церковь же Сен-Базиль предшествовала правлению Робера, но первое упоминание о ней датируется лишь 1046-м годом; тогда она находилась во владении каноников Нотр-Дама. Археологические раскопки в 2007-м году подтвердили, что Сен-Базиль в эпоху Робера Благочестивого находилась вне городских стен.
Более того, исполнение тимпана церкви Сен-Базиль указывает нам не на романскую, а на дороманскую эпоху, что подтверждает ее более ранее основание. Скорее всего, автором тимпана был тот же мастер, который работал над тимпаном собора Сен-Круа в Орлеане, разрушенного в XVII веке. Мы знаем точно, что в Орлеане тимпан датировался годами правления Гуго Капета (989-996), поскольку церковь подверглась реконструкции после разрушительно пожара 989-го года.

И, наконец, отцу восточной церкви, Святому Базилю, посвящено очень мало церквей на Западе, а эта церковь в Этампе – единственная во всем Иль-де-Франсе. Единственные, кто интересовались этим святым, были бенедиктинцы (примерно с начала IX века, особенно, в Клюни). Наша капелла вполне могла быть основана еще в начале X века, затем уже во времена Гуго Капета подверглась реконструкции.
Приход Сен-Базиль образовался 17 февраля 1227-го года благодаря экономическому развитию всего квартала. Только в 1905-м году он перестал существовать и был объединен с Нотр-Дам.

Во второй четверти 12 века церковь снова была полностью перестроена: появились новый портал, колокольня, хор и трансепт, которые впоследствии обновлялись в 15-16 веках (освящена снова 11 марта 1497-го года архиепископом Санским). На рубеже веков кюре Жан Покер (Pocaire) сыграл большую роль в реставрации церкви. В годы Французской революции здание было преобразовано в фабрику по производству селитры. В дальнейшем богослужение в церкви возобновилось. В 1848 году в церкви был установлен орган, а затем – соответственно в 1849 и в 1863 годах – были возведены капеллы девы Марии и святого Иосифа.







Здание выполнено в романском стиле и сложено из известняка и тесаного камня. На западном портале, который был возведен в 1125-1145 годах, сохранились скульптурные изображения раковин святого Иакова, напоминающие о том, что в Средние века Этамп находился на пути следования паломников в Сантьяго-де-Компостела. Кирпичная башенка позволяет попасть внутрь колокольни, покрытой кровельным сланцем. На колокольне установлено три колокола, отлитых в 1829 году: они носят имена «Луиза», «Мария» и «Каролина».

Продолговатый по форме план церкви включает три нефа. На замках стрельчатых сводов нефов изображен герб Анны Бретонской. Орган, относящийся к эпохе романтизма, происходит из аббатства в Провене. В церкви находится несколько рельефов, на которых изображены Крещение, побивание камнями святого Стефана и Страсти Господни, а также горельеф, посвященный Крестному пути. Деревянная резная обшивка дверного тамбура происходит из музыкального салона замка Андонвиль, который был разрушен в 19 веке. Среди художественных работ, хранящихся в церкви, можно отметить копию «Тайной вечери» Филиппа де Шампаня и копию «Святого семейства» Рафаэля Санти.





































Очень интересную коллегиальную церковь святого Мартина (Collégiale Saint-Martin) нам открыли также по просьбе. До нее необходимо пройтись - она находится на расстоянии 2,3 километра к юго-западу от коллегиальной церкви Богоматери.









Церковь освящена в честь епископа Мартина Турского, жившего в 4 веке.
Первая культовая постройка, носившая имя святого Мартина, существовала здесь с начала 6 века. В 1106-м году первая коллегиальная церковь была отдана аббатству Мориньи Филиппом I. Строительство нынешней церкви началось в 1140 году и было закончено к 1215 году. Колокольня относится ко второй четверти 16 века. В 1761 году плотник Шастеллен украсил неф декоративным сводом. В 70-х годах 19 века в церкви проводились реставрационные работы, которые затронули первый пролет нефа, портик и ризницу.















В плане церковь имеет форму латинского креста. Здание, выполненное в стиле ранней готики, сложено из известняка и тесаного камня. Хор окружен деамбулаторием, к которому примыкают три расходящиеся лучами капеллы, освященные в честь святого Винсента, Святого Причастия и святого Мартина. Общая длина здания составляет 80 метров, его ширина равна 35 метрам, высота – 18 метрам.
Колокольня, высота которой составляет 40 метров, изначально была построена в отдалении от церкви по типу итальянской кампанилы. Вследствие оседания почвы колокольня отклонилась от вертикали на 112 сантиметров, приобретя облик «падающей башни». В 1873 году небольшая пристройка соединила колокольню с церковью. На колокольне находится пять колоколов: два небольших колокола 17 века, один колокол 1600 года из бельгийской церкви в Уссе (Housse), бронзовый колокол 1804 года и еще один – 1862 года.







Хор церкви украшает алтарь 18 века, выполненный из красного и черного мрамора. В одном из боковых нефов находится вытесанная из известняка и расписанная красками купель 13 века. Среди других памятников искусства стоит отметить барельеф «Вознесение» и статую святого Мартина Турского.























Мы не уставали любоваться городом. Более живописных мест мы давно не встречали.









La Porte Bressault – времена Ренессанса.













Остатки городских укреплений:













Дом на колоннах (Maison des Piliers):









Он считается самой старой жилой постройкой Этампа. Дом представляет собой комплекс из трех примыкающих друг к другу зданий, построенных приблизительно в 14-15 веках. Их более точная датировка затруднена в связи с тем, что капители колонн, которые поддерживают свод галереи на первом этаже, происходят из другого места и могли быть высечены в 12 веке, тогда как отдельные архитектурные детали галереи относятся к 17-18 векам. В 1511 году угловой дом принадлежал Жану де Курселю и включал внутренний двор, садик и конюшню. Среди горожан он был известен как «дом с вывеской в виде семги». Во всех трех домах когда-то существовали торговые лавки, занимавшие первый этаж, в то время как на верхних этажах располагались жилые помещения.

Церковь святого Эгидия (Église Saint-Gilles):

















Церковь святого Эгидия расположена на одноименной площади place Saint-Gilles в 800 метрах к юго-западу от станции RER Étampes и в 950 метрах к юго-западу от коллегиальной церкви Богоматери. Она носит имя отшельника, который жил в Провансе во второй половине 7 века. Святой Эгидий считался покровителем калек.

Первоначально на месте церкви существовала небольшая часовня. Затем в 12 веке рядом с рыночной площадью, устроенной в 1123 году по приказу короля Людовика VI Толстого, была построена церковь в романском стиле. Вплоть до 19 века на этой площади продолговатой формы располагался один из крупнейших зерновых рынков во Франции. В 13 веке было возведено новое здание, от которого сохранился неф и несколько опор трансепта. К концу 13 века относится сооружение романской колокольни, которая возвышается на пересечении нефа и трансепта. В 15 веке хор и трансепт были перестроены в стиле пламенеющей готики. В 1547 году было закончено строительство боковых нефов и примыкающих к ним капелл.





























Здание серьезно пострадало в ходе бомбардировки 10 июня 1944 года. В 50-60-х годах 20 века в церкви проводились реставрационные работы. В ходе воздушного налета обрушился ложный свод нефа, обнажив настенные росписи 1596 года. В центре свода изображен Людовик IX Святой в облике короля Генриха III. Фоном выступают увенчанные короной цветы лилии, перемежающиеся с инициалами обоих королей – «L» и «H». Помимо фигуры короля также присутствуют изображения святых Михаила, Иоанна Крестителя, Винсента, Иоанна Евангелиста и мальтийского креста. Выполненные современными авторами витражи повествуют о жизни святого Эгидия, день памяти которого отмечается 1 сентября.

Tags: *ИЛЬ-ДЕ-ФРАНС, гид, города Иль-де-Франс, церкви Иль-де-Франс
Subscribe

  • Шато-Тюрпо (Château Turpault)

    Особняк в стиле средневековой Англии первым встречает натиск волн на мысе Бег-эр-Лан (Beg er Lan), в заливе Морбиан. Промышленник из Шоле…

  • Голгофа в Гимильо (Guimiliau)

    Настоящий каменный театр, изображающий голгофу, нахолится в в Гимильо. Эта одна из самых богатых и тщательно проработанных изображений голгофы в…

  • Кемпинги во Франции - из опыта

    Началось все с того, что мы не нашли подходящего отеля в районе Берега Розового Гранита. Было либо далеко, либо дорого. Тогда я открыла…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments