frenchhistorian (frenchhistorian) wrote in france_guide,
frenchhistorian
frenchhistorian
france_guide

Categories:

Исторический центр Нанси (Nancy), Лотарингия (Lorraine)

После осмотра церквей города, прогуляемся по историческому центру Нанси, который сильно изменился в XVIII веке, но который до сих пор хранит следы богатого средневекового прошлого.





Сердцем Нанси является Площадь Станислава (Place Stanislas):



Она построена по проекту архитектора Эммануэля Эре в 1751-1775 годах и входит в перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Её заказчиком выступал герцог Станислав Лещинский, бывший король Польши и тесть Людовика XV. Он получил эти земли в управление в 1737 году, в связи с присоединением Лотарингии к Франции. Станислав был грамотным правителем и меценатом: восстанавливал герцогство, опустошённое войнами, окружил себя артистами и художниками. Именно он познакомил Лотарингию с искусством барокко, которое отсюда распространилось на всю остальную Францию.





Жители Нанси считают площадь Станислава самой красивой площадью в мире. Она небольшая — 106 на 124 метра. Она соединяла два квартала, две части города: Старый город эпохи Средневековья и Новый город 16-17 веков. Площадь возникла на пустыре рядом с Площадью арены (раньше здесь стоял позорный столб, к которому привязывали осуждённых). Укрепления Нового города и Королевские ворота образовывали узкий проход — только он связывал два города, а перемещаться по нему было крайне неудобно. Строительство новой площади должно было расцениваться как величайшая милость Людовика XV, давшего на это добро.

Площадь построили за рекордные сроки — всего за три с половиной года.

Она замечательна своими выверенными пропорциями, своей архитектурой и больше походит на столичную площадь, чем на провинциальную. Постройки сделаны в стиле классицизм с отдельными барочными и рокайльными элементами. Все здания возведены по проекту Эммануэля Эре. Площадь ограждена монументальными коваными решётками бронзовщика Жана Ламюра, украшенными лилиями и вензелями Людовика XV. Всю южную сторону площади занимает ратуша, где заседает муниципалитет. Она построена в середине 18 века. Центральный фронтон украшен изображениями гербов Станислава и Нанси. Центральные часы фланкированы двумя аллегорическими статуями, изображающими справедливость и осторожность. Под часами находится барельеф с изображением девушки, держащей в руках чертополох, символ города со времён победы лотарингских герцогов над Карлом Смелым.









Рядом с Ратушей находится Национальный оперный театр Лотарингии, построенный в 1753 году. Первоначально здание было частным особняком, затем принадлежало архиепископу. После того, как в пожаре погиб Театр комедии, театральная жизнь переместилась сюда. В связи с этими переменами здание было реконструировано - за образец были взяты итальянские театры.













На северной стороне площади располагается Арка Эре, построенная на месте бывших Королевских ворот. Арка построена архитектором Эммануэлем Эре по образцу арки Септимия Севера в Риме и украшена изображениями военных трофеев. Карниз венчают статуи Цереры, Геркулеса и Марса. В центральной части находится позолоченный свинцовый медальон с профилем Людовика XV, поддерживаемый фигурой крылатого гения и женской фигурой, символизирующей Лотарингию. Арка украшена мраморными досками, на одной из которых значится надпись: «Ужас врагов, надежда ремесленников, слава и любовь народа». Речь идёт о Людовике XV, как видно из соседних мраморных барельефов, снятых с Королевских ворот: на них изображены Меркурий, Минерва и музицирующий Аполлон (аллегорическое изображение Людовика XV).



На площади находится также Музей изящных искусств.

Площадь украшают два фонтана в стиле рококо. Один - с изображением Нептуна, второй - Амфитриты. Их автор — скульптор Гюбаль.













С 1983 года на площади нельзя парковаться. К 250-летию открытия площади её реконструировали: сделали пешеходной и замостили, как во времена Станислава.

Дворец герцогов Лотарингии (Palais des Ducs de Lorraine):



Это постройка эпохи Ренессанса. Долгое время дворец был резиденцией герцогов Лотарингии, в настоящий момент здесь располагается Исторический музей, представляющий основные вехи истории региона, начиная с первых поселений и кончая наполеоновской эпохой.







После поражения Карла Смелого в битве при Нанси дворец был заброшен, но при Рене II, в 1502 году, его реконструировали. Работы завершились в 1512 году при герцоге Антуане, чья конная статуя украшает флигель привратника (вырезана из известняка скульптором де Ленонкуром). Леопольд I пожелал превратить дворец в новый Лувр, что потребовало существенных переделок, в частности, была разрушена роскошная парадная лестница. Нового Лувра не получилось — проект встретил финансовые затруднения, так как началась Тридцатилетняя война. Этот незаконченный дворец герцог Станислав Лещинский превратил в свою резиденцию. При ней он приказал разбить небольшой парк с верхним и нижним партерами, спроектированные придворным архитектором Клементом Метезо. Проект претворил в жизнь королевский садовник Гектор Аран. Скульптурным декором парка занимался Симеон Друэ.
Дворец пережил разные времена: он использовался и как конюшня, и как казарма. В 1848 году местное археологическое общество получило право открыть здесь музей. Архитектор Эмиль Босвильвальд, работавший при комиссии по охране памятников, возглавляемой Проспером Мериме, восстановил повреждённые части здания. Первые коллекции, экспонируемые в музее, погибли в огне пожара 1871 года. Поредевшее собрание удалось пополнить усилиями меценатов.























Архитектура здания несёт на себе отпечаток не только стиля Ренессанс, но и пламенеющей готики (в частности, в этом стиле выдержана галерея внутреннего двора). На первом этаже здания находится так называемая галерея Оленей. Это просторный зал с кессонированным потолком, украшенным живописными сценами, автором которых считается Жак де Белланж. На верхние этажи можно подняться по винтовой лестнице, скрытой в башне с часами, называемой также башней Рая. Лестница украшена лотарингской символикой: чертополохами, крестами, короной. Она отделяет ренессансную часть здания от крыла в стиле классицизм, появившегося при Леопольде I.

Францисканская церковь (Église Saint-François-des-Cordeliers):



Францисканская церковь находится рядом с герцогским дворцом (была соединена с ним крытой галереей). Здесь захоронены все лотарингские герцоги. Раньше церковь была монастырской, но от монастыря мало что осталось, в одном из её бывших корпусов, в частности, находится Музей Лотарингии.

Церковь была построена при Рене II Лотарингском после битвы при Нанси (конец 15 века, освещена в 1487 году). Рене II пообещал воздвигнуть святилище в случае победы над Карлом Смелым, и сдержал обещание.

Это узкая и длинная постройка (73 на 9 метров), от её интерьера веет сдержанным величием. Единственный неф (наличие только одного нефа было характерно для францисканских церквей) имеет семь пролётов и окна по южной стороне. Он украшен витражами и фресками. Лучше всего фрески сохранились в одном из пролётов на уровне хора. По сторонам от хора располагаются боковые капеллы, в которых и находятся захоронения лотарингских герцогов. По правой стороне на подходе к алтарю расположено полихромное надгробие самого Рене II (внизу имеется подпись), прекрасный памятник эпохи Ренессанса. Скульптор — Жак Вотье. Над ним находятся изображения святых покровителей герцога: святого Николая, Франциска Ассизского и других. Здесь же стояла статуя самого Рене, уничтоженная в эпоху Революции: он застыл в молитве, преклонив колени.









Рядом стоит надгробие супруги Рене II, Филиппы де Гюльдре, в виде лежащей фигуры, выполненный из известняка, крашеного под мрамор. Надгробие сделал скульптор Лижье Ришьё. Среди прочих захоронений выделяется предполагаемое надгробие Гуго I де Водемона и Анжелины Бургундской: женщина сжимает в объятьях супруга, вернувшегося после десяти лет странствий. Второе, литературное, название этой романской скульптуры - «Возвращение крестоносца». Многие надгробия были уничтожены (а сами могилы разрыты) в эпоху Революции.



В алтаре находится каменный ретабло начала 16 века, с изображениями евангелистов, святой Троицы (Бог-Отец держит в руках крест, символизирующий муки сына) и Благовещения, над ним — громадная витражная роза, переделанная в эпоху классицизма. На ней изображены гербы знатных родов Лотарингии.

Слева от алтаря находится вход в гробницу князей лотарингских. Она построена в 1609-1612 годах (реконструирована в 1818 году) и представляет собой прекрасный образец итальянизированного барочного стиля. Замечателен её купол, украшенный живописной обманкой, имитирующей высокий кессонированный свод. Здесь хранятся кенотафы и личные вещи всех лотарингских князей, фамилии, родственной Габсбургам. Неслучайно сюда заезжала Мария-Антуанетта, на пути к будущему супругу, Людовику XVI. В 1951 году здесь сочетались браком Отто Габсбург-Лотарингский и принцесса Регина Саксонская (в 2001 году они отпраздновали здесь и золотую свадьбу).















В 19 веке на хоре поставили традиционные скамьи с высокой спинкой, датирующиеся концом 17 века, украшенные изображениями музицирующих путти (играют на тамбурине, флейте и скрипке). Из живописных полотен, украшающих интерьер церкви, выделяется «Дева с чётками» работы Жана де Воембурга, а также изображение Христа авторства Гвидо Рени.

В церкви также похоронен известный гравер 17 века Жак Калло (надгробие сразу при входе в церковь).

Башня командорства (Tour de la Commanderie Saint-Jean-du-Vieil-Aître):





Это самое старое здание города. Оно было построено с подачи герцога Матьё и датируется началом 12 века (1130-1140). Изначально это была башня при церкви, здание которой не сохранилось. Полное название памятника расшифровывается следующим образом: башня командорства Иоанна Крестителя у Старого кладбища (при Меровингах здесь действительно находилось кладбище). Когда-то это была башня в чистом поле, поблизости находился только небольшой пруд. Постепенно вокруг стали появляться здания, в том числе небольшая часовня. Но в 19 веке все они были разрушены. Сохранилась только башня. Она является редким примером романского стиля в Нанси. Её стены — толщиной больше полуметра. Именно её использовал в качестве «генерального штаба» Рене II во время военных действий против Карла Смелого. Здесь находилась ставка герцога в сражении при Нанси. В 18 веке поблизости проводили ярмарку святого Иоанна или ярмарку вишен, на которой в том числе выступали трубадуры.

Ворота Сент-Катрин (Porte Sainte-Catherine):



Ворота построены в 1761 году, они были частью градостроительного замысла герцога Станислава Лещинского. Они посвящены супруге Станислава Екатерине Опалинской. Архитектором был Ричард Мике, последователь Эммануэля Эре, построивший неподалёку и казармы с аналогичным названием. Из-за казарм, кстати, пришлось изменить местоположение ворот. Изначально они были на 300 метров ближе к площади Станислава. Однако когда построили казармы, их понадобилось включить в черту города, от которой они отстояли на приличное расстояние, и ворота перенесли. Ворота замыкают центральную магистраль города, начинающуюся от ворот Станислас и идущую по оси запад-восток. По сторонам от основного пролёта ворот, служащего для проезда, высятся дорические колонны, поддерживающие внушительные портики. Они украшены изображением корабля, плывущего по волнам. Это герб рода Опалинских. Ворота венчают четыре статуи: Музыка, Архитектура, Скульптура и Живопись.
Внутренняя часть ворот украшена барельефами, представляющими в аллегорической форме коммерцию и промышленность.

Ворота Крафф (Porte de la Craffe):



Это фортификационное сооружение находится в 650 метрах к северу от площади Станислава. Оно защищало подходы к Нанси. Долгое время оно носило другое название, данное потому, что рядом жили прокажённые. Нынешнее название, данное в 15 веке, до сих пор не разгадано. Есть две более или менее правдоподобные версии. Согласно одной из них, в нём зашифровано слово escraffe или grafe, в старофранцузском означавшее ракушку. Считается, что изображением ракушки когда-то был украшен замковый камень ворот. По второй версии, это было место сбора утиля, который тогда именовался этим словом.

Постройка датируется 14 веком. Она появилась в связи с тем, что город разрастался, и нужно было присоединить две окрестные деревни, малый и большой Бурже. В 1463 году были построены две мощные круглые башни ворот, перекрытые конической кровлей. Их стены — толщиной более 3 метров. Они выдержали ни одну атаку Карла Смелого в ходе битвы при Нанси. Окна-бойницы на башнях расположены так, чтобы лучникам было удобно стрелять. Башни украшены каменными фигурками воронов — когда-то на них держались ставни, закрывавшие окна. Над северным и южным входами сделаны выступы, откуда защитники лили на нападавших горячие смолы и масло. Северный вход не сохранился в первозданном виде.
В 17 веке рядом с воротами устроили ров, заполненный водой, которую брали из ручья Бодонвилль.
Центральная часть ворот, особенно со стороны, тогда обращённой к городу, в 17 же веке была переделана в господствовавшем тогда стиле классицизм. Тогда же были добавлены башенные часы. Однако двумя веками позже их убрали, а сам фасад переделали в неоготическом духе. Декор фасада был дополнен изображениями Девы, лотарингского креста и портретами лотарингских герцогов. С обех сторон от креста различимы две скульптурные головы. Долгое время считалось, что это Рене II и герцог Антуан. Однако современные учёные пришли к выводу, что они не имеют никакого отношения к герцогам, а представляют собой просто две гримасничающие рожицы.











На воротах висел колокол — он отбивал время, его использовали для объявления комендантского часа и объявления смертного приговора (внутреннюю часть ворот с многочисленными помещениями одно время использовали как тюрьму). При Рене II за воротами устроили большую открытую площадку, на которой должна была размещаться артиллерия, защищавшая подступы к воротам. Сюда вела дверь, перекрытая сводом. Она была украшена сценой Благовещения, так как Рене II считал, что победил Карла Смелого благодаря заступничеству Девы Марии. Сейчас скульптура находится в Музее Лотарингии. Рядом с нишами, в которых стояли статуи, сделали дарственную надпись, разъясняющую их появление. Здесь же красуется герб Элизе де Арокура, губернатора Нанси, при котором ворота были отреставрированы (1615).

Информация частично взята с сайта http://www.cult-turist.ru/

Tags: #рег.Лотарингия
Subscribe

  • Лувр

    Известный как самый большой музей в мире, Лувр, находящийся в сердце Парижа, отражает почти восемь веков архитектуры и истории Франции, от…

  • MontMartre | Paris | 4K timelapse

  • «Cité des Sciences et de l’Industrie»

    Если вы хотите доставить себе и своим детям удовольствие, при этом совместить приятное с полезным, дать возможность узнать им что - либо новое,…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments