Octavia (octavia555) wrote in france_guide,
Octavia
octavia555
france_guide

Categories:

О мегалитах

Менгиры Карнака
Мегалитическая архитектура, как нечто таинственное и непознанное, всегда вызвала к себе неподдельный интерес. Каких только измышлений не встретишь по их поводу! Мегалиты называют друидическими алтарями, приписывают их постройку инопланетянам и даже великанам – они, мол, раньше водились на Земле… Согласно этой версии, дольмены – это жилища гномов, сложенные великанами, а менгиры – это сами великаны, превращенные в камень св. Корнелием. По другой легенде, карнакские камни – это солдаты, окаменевшие от проклятия святого Корнелия, которого они теснили к морю и готовились схватить. Еще одна легенда объясняет, что камни – это многочисленное потомство двух менгиров с острова Бель-Иль, Жана и Жанны.

Люди издавна приписывали этим камням магическую силу. В старину верили, что под стоящими камнями хранятся клады. Близ города Фужер, в Верхней Бретани, например, рассказывали, что под одним из таких огромных камней спрятаны несметные сокровища. И вот каждый год в ночь под Рождество к камню прилетает дрозд, приподнимает его, так что можно увидеть лежащие на земле луидоры. Но если кто-нибудь захочет воспользоваться этим моментом и выхватить деньги, то тяжелый менгир раздавит смельчака своей тяжестью.

А по соседству есть еще один менгир, который в рождественскую ночь, пока в церквях служат мессу, сам отправляется к ручью на водопой, а потом возвращается на свое место. Горе тому, кто окажется на дороге камня, который несется с огромной скоростью и может сокрушить все на своем пути. Жители окрестных деревень еще не так давно верили, что все эти камни поставил дьявол.

По другой легенде, эту каменную аллею построили феи. Каждая из них должна была за один раз принести три огромных камня для постройки – по одному в каждой руке и один на голове. И горе той фее, которая не удержит хотя бы один камень. Уронив его на землю, она уже не сможет поднять его и продолжать путь – ей придется возвращаться и начинать все сначала.

Говорят, что те, кто построили эту аллею, не прочь сыграть с людьми невинную шутку. Многие пытались сосчитать, сколько же камней в постройке, и каждый называет свое число: кто – сорок два, кто – сорок три, а то и сорок пять. Даже если один и тот же человек возьмется пересчитывать камни по нескольку раз, у него ничего не получится – каждый раз число будет разным. "С дьявольской силой не шути, – говорили в старину, – никто и никогда не мог сосчитать эти камни. Дьявола не перехитришь".
Но влюбленные верят, что феи помогут им выбрать свою судьбу. В давние времена юноши и девушки приходили в ночь новолуния к аллее старинных камней. Юноша обходил их справа, а девушка – слева. Сделав полный круг, они встречались. Если оба насчитали одинаковое число камней, то их союз должен был быть счастливым. Если кто-то из них насчитывал на один или два камня больше, то судьба им предстояла далеко не безоблачная, но, в общем-то, счастливая. Ну а если разница между двумя числами оказывалась слишком большая, то о свадьбе, по поверьям, лучше было и не думать.

Это то, что гласят легенды и поверья. А как же насчет научных сведениях об этих каменных сооружениях?

Именно из слов бретонского языка в конце XVII в. были составлены названия основных типов мегалитических построек. Дольмен: daol – стол, men – камень. Менгир: men – камень, hir – длинный. Кромлех: kromm – закругленный, lec'h – место. В Бретани эпоха мегалитического строительства началась около 5000 года до н.э. и завершилась около 2500 года до н.э. Строители мегалитов не являлись коренным населением Арморики. Племена, пришедшие со стороны Средиземноморья, в литературе называют "племенами дольменостроителей". Они постепенно продвигаясь на северо-запад от южного и западного берегов Иберийского полуострова, густо заселив сначала берег Морбиана, между реками Вилен и Этель, а затем и другие земли нынешней Бретани, поднявшись вглубь полуострова по рекам и продвигаясь вдоль побережья. 

Во многих источниках можно встретить утверждения, что мегалитические постройки – это плоды кельтской цивилизации. Однако появление каменных гигантов и кельтской цивилизации разделся, по крайней мере, веков 20. в то й же Бретани золотой век армориканской мегалитической индустрии приходится на 4500 – 2500 годы до н.э., первое же проникновение в эту область кельтских племен приходится на V в. н.э. Так что, скорее всего, ни кельты, ни друиды не имеют к этим постройкам ни малейшего отношения.

Высота менгиров варьируется от 0,8 до 20 м. Менгиры, стоящие отдельно, являются обычно самыми высокими. Рекордсменом считался Камень Фей (Men-er-Hroech) из Локмариакера, который был разрушен около 1727 года. Самый большой осколок его равнялся 12 м, а в целом виде он достигал 20 м в высоту при приблизительном весе 350 т. Но и в настоящее время все самый крупные менгиры Франции находятся в Бретани:
- менгир в Керлоас (Финистер) – 12 м;
- менгир в Каелонан (Кот-д'Армор) – 11,2 м;
- менгир в Перагль (Кот-д'Армор) – 10, 3.

Существуют также менгиры, выстроенные в линию, иногда в несколько параллельных рядов. Самый грандиозный ансамбль такого ряда находится именно в Карнаке. Он насчитывает около 3000 менгиров – немало, хотя первоначально в Карнакском комплексе было около 10 000 (!) монументов разной величины.

Ученые высказывают предположение, что некоторые менгиры являются надгробными памятниками. Однако предназначение тех сооружений, которые никак не похожи на такие памятники, по сей день остается загадкой. К сожалению, древние строители забыли оставить инструкцию по использованию своих сооружений. Это и на руку ученым-археологам, которые могут теперь смело высказывать все новые и новые предположения об этих таинственных постройках. Согласно некоторым из этих гипотез менгиры могли отмечать территорию, указывать на могилы или относиться к культу вод. Есть также предположение, что это атрибуты солнечно-лунного культа.

Кромлехами называют ансамбли менгиров, стоящих чаще всего кругом или полукружьем и соединенных каменными плитами, лежащими сверху. В качестве яркого примера кромлеха выступает британский Стоунхендж. Встречаются также менгиры, собранные в прямоугольник, как, например, в Крукуно (Crucuno), Морбиан. На маленьком островке Эр Ланник (Er Lannic), в заливе Морбиана, располагается "двойной кромлех" – в форме двух соприкасающихся кругов.

ДольменКроме менгиров, есть еще разновидность мегалитов, называемая дольменами. Дольмены обычно представляют собой "ящики", составленные из каменных плит, к которым иногда присоединяются длинные или короткие галереи. Больше всего они похожи на гигантские каменные ульи: четыре плиты – стены, пятая – крыша, в фасадной стене пробито круглое отверстие. Они являлись коллективными погребальными камерами, о чем свидетельствуют останки костей и найденные там клады (керамика, украшения, топоры из полированного камня). Дольмены могли быть как отдельно стоящими сооружениями, так и входить в состав более сложных конструкций, таких, например, как каирн.

Каирн – это ансамбль галерей и камер, покрытых сверху землей, то есть в данном случае дольмены составляли как бы их скелет. В Бретани сохранилось сравнительно много каирнов, но самый известный находится в Барненезе. Построенный около 4700 года до н.э., этот доисторический некрополь мог подвергнуться уничтожению уже в наше время. В 1955 году он был сознательно превращен в каменный карьер для устройства туристической дороги. И только вмешательство одного из самых известных бретонских археологов профессора Пьера-Ролана Жио (Giot) остановило это технократическое варварство.
Монумент в Барненезе является сооружением из двух каирнов. Он имеет в общей сложности 72 м в длину и от 20 до 25 м в ширину и включает в себя 11 дольменов (в данном случае представляющих собой отдельные камеры), от каждоого из которых к выходу тянется галерея длиной от 7 до 12 м. Первый каирн был построен около 4350 года до н.э., а второй – около 4100 года до н.э. Некрополь в Барненезе является одним из самых древних архитектурных сооружений на Земле. Он старше Стоунхенджа, Нью-Грейнджа и египетских пирамид.

Существует также разновидность дольменов, которая называется крытыми аллеями. Крытая аллея – это ряд дольменов, составляющих аллею, которая может заканчиваться камерой, не превышающей своей шириной галереи, либо слепым концом.

В отличие от крытой галереи, дольмен с галерей, как, например, знаменитый Стол Торговцев (Table des Marchands) в Локмарьякере, представляет собой круглую или квадратную погребальную камеру, к которой ведет длинный коридор, являющийся проходом из мира живых в мир мертвых (а может быть, и обратно).

Только на первый взгляд все дольмены кажутся похожими друг на друга. Однако при более близком знакомстве с ними обнаруживается неповторимость и индивидуальность каждого сооружения. Бретонские вариации дольменов чрезвычайно многочисленны, и их архитектура изменялась с течением времени. Наиболее древние были большего размера, но погребальные камеры в них были меньше. Это позволило ученым предположить, что они были предназначены для некоторых наиболее значительных деятелей племени. Со временем объем дольменов сократился, в то время как размеры погребальных камер выросли и они стали настоящими коллективными могилами. Христианизация мегалитаВ местечке Шоссе-Тиранкур (Chaussee-Tirancourt), в Парижском бассейне, во время исследования подобного захоронения археологи обнаружили около 250 скелетов. К сожалению, в Бретани кислотность почвы часто приводит к уничтожению костей. В бронзовом веке захоронения снова стали индивидуальными. Позже, во времена римского владычества, некоторые дольмены были приспособлены для удовлетворения религиозных нужд завоевателей, о чем свидетельствуют найденные в них многочисленные терракотовые статуэтки римских божеств.

Как строили дольмены? Если сопоставить тяжесть и громоздкость этих каменных конструкций с техническим арсеналом их создателей, то можно только снять шляпу перед их упорством и находчивостью.

Для чего эти народы воздвигали камни? В каждой эпохе люди находили им какое-либо применение, в зависимости от временного контекста и личной фантазии. Люди эпохи бронзы устраивали могилы в дольменах и в рядах менгиров. Галлы, галло-римское население и крестьяне Средних веков были, вероятно, восхищены возможностью использовать такие красивые камни в укреплении или строительстве домов. Даже христианство, стремящееся к искоренению языческих культов, вместо разрушения мегалитов "христианизировало" многочисленные камни путем переделывания их в кресты, как в менгире Сен-Узе в Племёр-Боду (Pleumeur-Bodou), департамент Кот-д'Армор. А американцы в 1945 году собирались использовать ряды карнакских камней как противотанковую защиту от немцев.

Конечно, Бретань не имеет монополии на мегалиты, они есть по всему миру – в Африке и в Тихом океане, на территории Кореи или Дании. Да и в остальных регионах Франции такие сооружения не редкость. Однако Бретань славится огромным скоплением и разнообразием мегалитов. Некоторые специалисты объясняют такое множество сохранившихся мегалитов в Арморике частично тем, что Бретань, независимая от власти Каролингов, могла игнорировать указ об уничтожении стоящих камней, изданный в 800 году Карлом Великим. 

Галерея портретов мегалитов
Еще о менгирах и К - с подробными иллюстрациями (в т.ч. процесса строительства) 
 
Tags: #рег.Бретань, мегалиты
Subscribe

  • Клери-Сент-Андре (Cléry-Saint-André), Центр (Centre)

    Небольшой городок рядом с Мён-сюр-Луар, где расположена базилика Нотр-Дам, в которой погребен король Людовик XI. Арендовав на несколько часов…

  • Мён-сюр-Луар (Meung-sur-Loire), Центр (Centre)

    Прежде чем описывать достопримечательности Мёна, позволю лирическое отступление. Ибо интерес к городку возник у меня еще в детстве после прочтения…

  • Божанси (Beaugency), Центр (Centre)

    Небольшой средневековый городок (с населением в семь с половиной тысяч) на правом берегу Луары в департаменте Луарэ (Loiret). Городок был…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments