frenchhistorian (frenchhistorian) wrote in france_guide,
frenchhistorian
frenchhistorian
france_guide

Categories:

Церковь Сен-Жорж в Селеста (Sélestat), Эльзас (Alsace)

Готическая церковь Св. Георгия:





Готическая церковь Св. Георгия построена на месте дворцовой часовни Св. Креста, которая находилась на территории дворца Карла Великого. Именно в этой часовне будущий император в 775 году праздновал Рождество. Нынешняя церковь покоится на остатках этой часовни — обширной ротонды, которая была обнаружена во время раскопок, проводившихся в крипте в 1876 и 1902 годах.

Каролингской часовни VIII века длительное время хватало для богослужебных нужд населения, пока Селеста оставалась небольшой деревней, где проживали в основном крестьяне, рыбаки и лодочники. В 1216 года поселение получило статус вольного города и было обнесено крепостной стеной. На следующий год император Фридрих II Штауфен заключил с приоратом Св. Фе соглашение, по которому жители частично освобождались от контроля со стороны этого бенедиктинского монастыря.

С тех пор население города стремительно увеличивалось. Гордые своей свободой и растущим благосостоянием, религиозные жители восприняли как одну из своих первоочередных задач строительство более просторной и более красивой церкви.

Работы по строительству новой церкви начались в 1220-х годах. Первоначально разработанный архитекторами план предусматривал возведение обширной базилики в романском стиле, состоящей из трех нефов и двух трансептов. На тот момент церковь была названа в честь Богоматери (Notre-Dame). Поскольку в богослужебных целях необходимо было как можно дольше сохранять древнюю ротонду, то сначала были возведены внешние стены боковых нефов. Со стороны южного бокового нефа от той эпохи сохранился прекрасный портал в переходном стиле, сочетающий в себе романские и раннеготические черты. Ок. 1230 года была построена алтарная часть с двумя апсидиолами, практически полностью перестроенная в XV веке. Центральный неф строился с 1235 года.

В 1240-1250 гг. каролингская ротонда была снесена, чтобы освободить место для строительства алтарной части и трансепта нового храма. Между тем на смену романскому стилю уже пришел готический. Ок. 1250 года, когда было начато строительство центрального нефа, эльзасское готическое искусство уже достигло расцвета (неф Кафедрального собора в Страсбурге был воздвигнут в 1250-1275 гг.). Не исключено, что планы строительства Страсбургского собора и церкви Св. Георгия в Селесте были разработаны одними и теми же архитекторами. В центральном нефе храма Селесты мы, хотя и в более простой форме, обнаруживаем то же строгое изящество, ту же чистоту линий и мистическое стремление ввысь, которые характерны для главного нефа собора в Страсбурге.

Приблизительно в 1300 году церковь была продолжена в западную сторону за счет постройки своего рода западного трансепта, который образует в интерьере храма некое подобие нартекса, вытянутой формы, охватывающего всю длину фасада. В центре фасада архитектор предусмотрел возведение башни, которая после ряда изменений в плане была построена в два этапа.









Ок. 1350 года был построен нижний этаж башни (колокольни), четырехугольный в плане, укрепленный угловыми контрфорсами со слепыми декоративными арками. По каждой из четырех сторон этот этаж прорезан большими проемами, разделенными на три части посредством двух перемычек. Пинакли были добавлены к основаниям контрфорсов лишь в XV веке, чтобы привести нижний этаж башни в большее соответствие с архитектурным обликом верхнего этажа.
После завершения первого этапа строительства колокольни в работах наступил длительный перерыв: в 1352 году произошло восстание (Geschelle), в ходе которого был создан городской совет из торговцев и ремесленников, а представители местного дворянства — которые в значительной степени как раз и финансировали возведение башни — были изгнаны из Селесты. Кроме того, в этот период город неоднократно подвергался осадам, и в связи с этим население было больше занято постройкой оборонительных сооружений, нежели храмов. Ситуация усугублялась тем, что в 1349 году в Эльзасе разразилась страшная эпидемия чумы, прошедшая по всей Европе.

Работы по строительству церкви возобновились в самом начале XV века. Вместо завершения строительства башни решено было направить усилия на то, чтобы выстроить более обширный хор (алтарную часть), состоящий из трех травей. Достоверно известно, что планы строительства нового хора были разработаны мастером Матиасом (Mathis), который в 1400-1414 гг. возглавлял коллегию управляющих (Oeuvre Notre-Dame) (администрацию по сбору средств и управлению фондами) строящегося храма, сменив на этом посту Иоганна (Ганса) Обрехта (Johann Obrecht) (ок.1330-1407), избранного к тому времени бургомистром Селесты (Шлеттштадта).









В соответствии с планом мастера Матиаса, новый хор в стиле пламенеющей готики должен был представлять собой продолговатое сооружение 21 м длиной, 8,80 м шириной и 20 м высотой. Вместо прежней темной и тесной полигональной апсиды (от последней сегодня сохранилось лишь две апсидиолы), Матиас предложил создать настоящую стеклянную клеть: восточная оконечность храма теперь имела плоский, а не выпуклый профиль, а боковые стены были оснащены большими оконными проемами, которые покрывали практически всю поверхность и были заполнены прекрасными витражами.





Работы по планам Матиаса продолжил страсбургский архитектор Эрхард Кинделин (Ehrard/Erhart Kindelin), который руководил постройкой восточной части церкви с 1414 по 1430 год. Кинделин был одним из известнейших мастеров того времени. В частности, этот архитектор участвовал в возведении знаменитого шпиля Страсбургского собора. Именно при Эрхарде Кинделине были построены три травеи восточной оконечности церкви Св. Георгия.
В 1460-1490 гг. было начато строительство второго этажа церковной башни. Над первым этажом был надстроен второй, в целом аналогичный первому, но на четверть более высокий. На вершине этого яруса архитекторы разместили восьмиугольную террасу, а на ней соорудили помещение для часового. В 1490 году строительство 60-метровой башни в стиле пламенеющей готики было завершено. Разумеется, этой колокольне далеко до высочайшей башни Страсбургского собора, однако башню церкви Св. Фуа она успешно превзошла.

После завершения строительства нового хора скульпторы и архитекторы сосредоточили усилия на том, чтобы достойно украсить церковь. В 1464 году в алтарной части было установлено колоссальных размеров Распятие, единственным уцелевшим фрагментом которого является голова Христа из полихромного липового дерева (ныне она находится в коллекции гуманистической библиотеки Селесты). Эта работа приписывается эльзасскому резчику Николасу Хагенауэру (автору скульптур Изенгеймского алтаря) либо мастеру Файту Вагнеру (создателю композиции «Гефсиманский сад» в Страсбургском соборе).

В 1489-1490 гг. Конрад Зифер (Conrad Sifer von Sinsheim) — позднеготический скульптор из немецкого города Зинсхайма, в 1491-1493 гг. также работавший в Страсбургском соборе (ему принадлежит забавный человечек (астролог) с солнечными часами на южном фасаде собора) — возводит в церкви Селесты алтарную преграду (леттнер). Завершенная на Рождество 1490 года ажурная перегородка из белого камня вызывала всеобщее восхищение своими разнообразными растительными орнаментами, выполненными в пышном стиле, который был введен в Эльзасе в 1460 году нидерландским мастером Николаусом Герхаертом ван Лейденом (Nikolaus Gerhaert van Leyden/Nicolas Gerhaert de Leyde (1430-1473)). Эта замечательная алтарная перегородка была разрушена в 1789 году, во время Французской революции (тринадцать уцелевших фрагментов хранятся в гуманистической библиотеке Селесты). Конрадом Зифером также была создана скульптурная группа «Гроб Господень».









Единственное, что сохранилось от этой композиции, — голова спящего сторожа Гроба и одной из святых жен (эти фрагменты тоже хранятся в гуманистической библиотеке). Кроме того, Конраду Зиферу приписывается готический барельеф «Плат Вероники», украшающий изнутри северный боковой портал церкви.

В 1500 году церковь Богоматери была переосвящена в честь святого Георгия. В XVII веке башня над средокрестием была увенчана куполом в стиле барокко (в этот период в Селесте работали миланские архитекторы).

В 1847-1865 гг. в церкви были проведены комплексные реставрационные работы под руководством местного архитектора Антуана Рингейзена (Antoine Ringeisen) (1811-1889) (одного из авторов проекта синагоги Селесты).

В ходе работ в нартексе были обнаружены надгробные плиты крупных гуманистов Селесты, в том числе Беатуса Ренануса. Тогда же архитекторы попытались перестроить в неоготическом стиле башенку над средокрестием, однако попытка была признана неудачной.

Башня вновь приобрела барочный облик в результате очередных восстановительных работ, которые потребовалось провести в церкви после боевых действий 1944-45 гг.

В хорошую погоду стоит полюбоваться красочной кровлей прямоугольной апсиды: она покрыта полихромной глазурованной черепицей зеленого, терракотового, бледно-желтого и темно-каштанового оттенков. Это классические цвета глазурованной черепицы, поскольку с технической точки зрения их получить проще всего.

Роль западного фасада церкви выполняет внушительный трансепт с шестью контрфорсами. Фасад прорезан высокими узкими окнами с единственной центральной перемычкой.

В центре этого довольно строгого фасада, построенного XIV веке, возвышается четырехугольная 60-метровая колокольня в стиле пламенеющей готики, завершенная уже в конце XV века. Оба этажа этой высокой башни с каждой из четырех сторон прорезаны высокими оконными проемами с готическим каменным переплетом. Этажи разделены ажурными галереями, также в стиле пламенеющей готики.

Портал западного фасада датируется приблизительно 1320 годом. Украшают его барельефы работы Эмиля Зихлера (Émile Sichler), заменившие скульптурное убранство, разрушенное во время Французской революции. Портал имеет вытянутую заостренную форму. В тимпане портала помещена скульптурная композиция «Сошествие Святого Духа» (1844-1848), изображающая Богоматерь и 12 апостолов, которым является Святой Дух в виде голубя.

В 1860 году, в ходе очистки храма, в трансепте удалось обнаружить фрески XIV-XV вв. В северном рукаве трансепта, в верхней нише, можно увидеть четыре фрески XV века, повествующие о чуде, совершенном святым Иаковом (в соответствии с популярнейшей средневековой книгой «Золотая легенда»). Два паломника, направлявшихся в Сантьяго-де-Компостелу, попали в беду: один из них был обвинен в воровстве хозяином постоялого двора. Пилигрим был приговорен к смерти и повешен, однако воскрес благодаря чудесному вмешательству святого Иакова.









Фреска написана яркими красками, с преобладанием красных и светло-коричневых оттенков. В нижней части северного рукава находится фреска с изображением Распятия. Еще одну фреску на аналогичный сюжет можно увидеть в южном рукаве трансепта.

Информация взята с сайта:

http://www.mishanita.ru/2011/12/29/13817/

Tags: #рег.Эльзас
Subscribe

  • Лувр

    Известный как самый большой музей в мире, Лувр, находящийся в сердце Парижа, отражает почти восемь веков архитектуры и истории Франции, от…

  • MontMartre | Paris | 4K timelapse

  • «Cité des Sciences et de l’Industrie»

    Если вы хотите доставить себе и своим детям удовольствие, при этом совместить приятное с полезным, дать возможность узнать им что - либо новое,…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments