frenchhistorian (frenchhistorian) wrote in france_guide,
frenchhistorian
frenchhistorian
france_guide

Category:

Труа (Troyes), Шампань-Арденн (Champagne-Ardenne)

На мой взгляд, Труа является самым красивый и богатым на достопримечательности городом Шампани. Для настоящих любителей и ценителей Средневековья, поскольку в Труа сохранился не только фахверковый центр, но и множество старинных церквей, что редко в одном городе после разрушительной французской революции.





Прогулку по городку мы начали с церкви Сент-Мадлен, известной багодаря своему изумительному амвону начала XVI столетия.



Первое письменное упоминание церкви восходит к 1157 году. Сооружение здания относится к 1120 году, однако около 1200-го года оно было перестроено в готическом стиле, который только зарождался во Франции. Затем на рубеже 15-16 веков апсида и хор приобрели черты пламенеющей готики. Квадратная в плане колокольня была построена около 1525 года.



Каменный амвон, представляющий собой преграду, которая отделяет неф от хора, сохранился в очень небольшом количестве французских церквей. Его автором является Жан Гэльд, который за одиннадцать лет сотворил подлинное каменное кружево. Здесь же, рядом с амвоном, находится его последнее пристанище. Изначально амвон был полихромным, но в 18 веке его побелили, как и стены церкви.









Витражи церкви святой Марии Магдалины, выполненные на рубеже 15-16 веков, считаются едва ли не самыми выдающимися в городе. Их ансамбль удивительно гармоничен. Они поражают высоким мастерством исполнения и красочным колоритом. Стоит обратить внимание на витражы "Генезис" (1500 год) и "Житие святого Элигия". Никола Кордонье выполнил этот витраж в 1506 году по заказу гильдии местных ювелиров.











Разбитый на месте приходского кладбища сквер:



Большинство домов, расположенных в центральной части города, были построены в 30-е годы 16 века, когда Труа фактически отстраивался заново после опустошительно пожара 1524 года.

Такое обилие фахверка мне напомнило разве что Руан.









Считающаяся самой узкой улицей города, улочка Кошек (фр. ruelle des Chats), наглядно показывает принцип застройки городских улиц в средние века, которые сужались к верху. Каждый следующий этаж выступал над улицей сильнее нижних этажей. Причина этого кроется в том, что налог на недвижимость взимался исходя из площади дома на уровне почвы. Своим названием эта улочка обязана тому обстоятельству, что кошка могла перейти с одной стороны на другую, благодаря тому, что дома на уровне крыш почти соприкасались.







На Rue Champeaux расположен отель XVI века Жювенал дез Юрсен (Hotel Juvénal des Ursins), который принадлежал в начале XVI века богатой шампанской семье суконщиков и магистратов.

















Церковь Сен-Жан-о-Маршэ. Она существовала здесь уже в 9 веке. В 878 году в ней состоялась коронация Людовика II Заики, которого венчал на царство папа Иоанн VII. В конце 9 столетия церковь разграбили норманны, после чего она была заново отстроена из дерева. В 1188 году здание было уничтожено пожаром. Благодаря тому, что Труа являлся крупным ярмарочным центром, горожане быстро собрали средства для сооружения новой церкви.



В 13-14 веках церковь была полностью перестроена в камне. В июне 1420 году в церкви состоялось венчание английского короля Генриха V и Екатерины Французской, дочери Карла VI Безумного и Изабеллы Баварской. Эта свадьба явилась результатом подписанного несколькими неделями ранее в кафедральном соборе Труа так называемого «Постыдного договора», согласно которому французское королевство должно было перейти к Генриху после смерти Карла.

Хор и трансепт, пострадавшие во время знаменитого пожара 1524 года, вскоре были восстановлены. Окружавшие церковь небольшие жилые дома пошли под снос в начале 20 века. В 1911 году обрушилась колокольня, занимавшая юго-западный угол здания. Вместе с ней рухнул и западный фасад церкви, который впоследствии был восстановлен.



К сожалению, церковь закрыта, мы в нее не попали.







Базилика святого Урбана:



Инициатором сооружения базилики стал уроженец Труа Жак Панталеон (около 1185 – 1264). Сын простого сапожника, он сделал головокружительную карьеру, став архидиаконом Лана, папским нунцием, епископом Вердена и патриархом Иерусалима. Наконец, в 1261 году он был избран папой римским под именем Урбана IV.

Заняв папский престол, Панталеон приказал возвести на месте сапожной мастерской, где он появился на свет, базилику, которая впоследствии была освящена в честь его покровителя – святого Урбана. На строительные работы были выделены большие средства, поэтому сначала они продвигались быстро. Однако в 1264 году Панталеон скончался, и строительство замедлилось. К концу 13 века был закончен хор, трансепт и фасад нефа. В конце 14 века было выполнено внутреннее убранство нескольких пролетов нефа, а также сооружен деревянный остов, который вплоть до конца 19 века заменял свод. Освящение коллегиальной церкви состоялось лишь в 1389-м году.



С течением времени рядом с церковью стали возводить жилые дома, которые почти полностью обступили ее. В годы Французской революции в здании было устроено зернохранилище, а затем – склад продовольствия. В середине 19 века начались работы по восстановлению церкви, в ходе которых жилые постройки были снесены. В 1761-м году после бури шпиль был снесен. В начале 20 века было закончено сооружение каменного свода нефа. В 1905-м году был закончен западный портал, но тимпан датируется XIII столетием. В 1935-м году в церковь были перенесены останки Урбана IV.







Церковь являет собой один из ярких примеров лучистой готики, которая зародилась в Париже и регионах северной Франции в середине 13 века. Три классических яруса, характерных для готической архитектуры (аркада, трифорий, ряд окон) в церкви не соблюдены: присутствуют лишь аркада и высокие витражные окна. Витражам отводится решающая роль в формировании внутреннего пространства церкви: они занимают все стены, за исключением несущих конструкций, нагрузка с которых в значительной мере перенесена на аркбутаны. Витражи хора восходят к 13 веку. Остальные витражи были выполнены по мотивам средневековых в конце 19 – начале 20 веков.



Церковь святого Ремигия, которая также, увы, закрыта.



Она освящена в честь Ремигия Реймсского, который в конце 5 века крестил франкского короля Хлодвига I и три тысячи его воинов, после того как ими была одержана победа над аламаннами в битве при Толбиаке.

Церковь принадлежит к числу наиболее древних культовых построек города. Согласно некоторым источникам, приход святого Ремигия существовал за пределами окружавших город крепостных стен уже в 11 веке, до тех пор пока в 13 веке не были возведены новые укрепления, и церковь оказалась в пределах города. В 14 веке здание было почти полностью перестроено. От первоначальной постройки уцелел лишь неф и колокольня (XII век, обновлена в 1360-м году) с необычным витым шпилем, покрытым черепицей. Высота шпиля составляет 62 метра. В настоящий момент он является единственным шпилем такого типа в Труа, поскольку средневековые шпили остальных церквей города обрушились во время грозы.

По данным ряда хроник, вплоть до начала Великой французской революции церковь славилась великолепными витражами Линара Гонтье. Однако в эпоху революционных потрясений витражи и вся церковная утварь были утрачены, а колокола были отправлены в Париж, где их переплавили в пушки.

Над входом в церковь расположен небольшой деревянный портик 19 века. Его возвели после того, как для расширения рыночной площади перед церковью был разрушен нартекс. В 17 веке на одной из стен колокольни была выполнена фреска в виде часов. По бокам от циферблата, снабженного лишь стрелкой для отсчета часов, находятся изображения святого Ремигия и его матери святой Селинии. На выступе той же стены, на которой нарисован циферблат, можно увидеть солнечные часы 18 века. В соответствии с распространенной практикой, под ними выбит девиз на латыни: «Наши дни на земле подобны тени».

















Кафедральный собор святых Петра и Павла:





Первая культовая постройка возникла на этом месте еще в 4 веке. В 9 веке на месте молельни был построен собор, который вскоре разграбили норманны. В конце X века епископ Труа Милон предложил возвести новое здание, где впоследствии – в 1128 году – состоялся церковный собор, в ходе которого был принят устав ордена тамплиеров. В 1188 году здание было уничтожено пожаром.

В самом начале 13 века началось строительство нынешнего готического собора, которое продолжалось вплоть до 17 века. Но работы так и не были доведены до конца: из предполагавшихся двух башен собора в итоге была возведена лишь одна – башня святого Петра, в то время как башня святого Павла так и осталась незавершенной. По одной из версий, строителям просто-напросто не хватило денег, а по другой – от постройки второй башни отказались умышленно, поскольку в связи с неустойчивым и топким грунтом существовал риск обрушения здания. Помимо башни, церкви также не хватает шпиля, который прежде возвышался на пересечении нефа и трансепта. Его высота составляла 110 метров. В 1365 году шпиль рухнул во время бури, а в 1700 году в него ударила молния, после чего его больше не стали восстанавливать.







Собор лишился значительной части своего убранства в годы Великой французской революции. Все украшавшие порталы статуи были разбиты. Та же участь постигла и некоторые витражи. Подобно многим другим культовым сооружениям, собор был превращен в революционный Храм изобилия. Впоследствии здание было отреставрировано под руководством Эжена Милле. Кованые ворота часовен и ограда у стола для причастия были выполнены Пьером Франсуа Мари Буланже.









Общая длина здания составляет 114 метров, высота – 28,5 метра. Собор состоит из центрального нефа, насчитывающего девять пролетов, и четырех боковых нефов. Самой старой частью постройки является хор, датируемый 13 веком. Центральный фасад относится к началу 16 века. Сооружением порталов в стиле пламенеющей готики руководил знаменитый парижский архитектор Мартен Шамбиж (1460-1532).

Витражи собора, общая площадь которых составляет 1500 квадратных метров, охватывают период с 13 по 19 век. В хоре находятся витражи 13 века, на которых изображены дева Мария, святой Иоанн, различные сюжеты из Библии и средневековой истории. Неф украшает витраж «Древо Иессея» рубежа 15-16 веков. Резные деревянные кресла хора 17 века изначально принадлежали аббатству Клерво.

В соборной сокровищнице находится рака святого Бернарда Клервоского, а также другие реликвии и ювелирные изделия, часть которых была вывезена крестоносцами из Константинополя в 1204 году.

Соборный орган был выполнен в 1731-1736 годах мастером Жаком Кошю по заказу аббатства Клерво. После того, как аббатство было превращено в тюрьму в период революции, орган был выставлен на продажу. Его выкупили церковные старосты собора и установили в башне святого Павла. Когда в начале 19 века в соборе возобновились богослужения, орган был помещен на специально возведенную трибуну, которая закрыла большую часть окна-розы западного портала.







В стенах особняка «Hôtel-Dieu-le-Comte» изначально находилась Графская городская больница; она была построена графом Шампани Генрихом I Щедрым (1125-1181) и находилась в ведении монахинь Августинского ордена вплоть до Великой французской революции. Здание в Средние Века носило имя hôpital Hôtel-Dieu или Maison-Dieu-Saint-Étienne, т.к. по соседству располагалась коллегиальная церковь Сент-Этьен и капелла дворца графов Шампани. В XVIII столетии здание полностью перестроено. Великолепная решетка в стиле Людовика XV датируется 1760-м годом, мастер Пьер Далфен (Pierre Delphin) из Парижа. Начиная с 1992 года здесь располагается университетский центр Труа.





























































Церковь святого Пантелеимона, которая в настоящее время принадлежит польской общине Труа. Она спрятана в лабиринте узких улочек, которые сохранились в городе со времен Средневековья. Напротив церкви расположен особняк Волюизан (hôtel de Vauluisant), где в 1949 году открылся музей трикотажа и искусства Труа 16 века.



Первая деревянная церковь уже существовала на этом месте в 1189-м году.
Нынешнее здание церкви относится к началу 16 века. Согласно имеющимся историческим источникам, изначально на его месте находилась синагога, и лишь в 1189 году там появилась фахверковая церковь, освященная в честь великомученика Пантелеимона. В 16 веке большинство ее прихожан происходили из богатых семей и не скупились давать деньги на работы по декоративной отделке здания. После Великой французской революции в церковь были свезены все скульптурные памятники 16 века, уцелевшие в других церквях. Таким образом, она превратилась в своего рода музей религиозной скульптуры Шампани 16 века.





Сильнейший в истории Труа пожар 1524 года нанес зданию большой ущерб. Несколько лет спустя после обрушившегося на город бедствия было принято решение расширить здание, чтобы оно стало более просторным. К 1570 году был закончен нижний ярус, а веком позже завершилось и сооружение верхнего яруса. Около 1740 года к нефу был пристроен еще один пролет и возведен фасад в стиле классицизма.

Центральный фасад состоит из двух расположенных один над другим фронтонов. Сбоку к фасаду примыкает восьмиугольная колокольня, на одной из стен которой видны остатки солнечных часов.
Высота нефа составляет 28 метров. Его цилиндрический свод выполнен из дерева. За счет узости нефа усиливается ощущение его устремленности ввысь. По обе стороны нефа проходит балкон, над которым находятся широкие витражные окна. Двухуровневые опоры нефа украшены готическими статуями святых. Витражи, выполненные в технике гризайль, относятся к 16 веку.

Во время революции в церковь свозили скульптуры с других зданий, поэтому эту церковь можно признать настоящим музеем скульптуры Шампани XVI века; витражи гризайль XVI века (первый раз в Шампани эта техника была применена в 1531-м году в церкви Святого Пантелеимона в Труа); крыша деревянная 1660 et 1675.
Среди находящихся в церкви памятников следует обратить внимание на каменную скульптурную группу под названием «Арест святых Криспина и Криспиниана». Речь идет о двух братьях из числа римской знати, которые, приняв христианскую веру, поселились во второй половине 3 века в Суассоне, где занялись башмачным ремеслом. По легенде, они бесплатно делали обувь для бедняков из краденой кожи. Находившийся в Галлии император Максимин потребовал от них отречься от своей веры, однако получил отказ. Тогда братья были схвачены и преданы мученической смерти. Скульптурная группа отображает момент, когда в мастерскую ничего не подозревающих братьев врываются солдаты. Примечательно, что разноцветная одежда персонажей соответствует традиционным костюмам 16 века.







































































Церковь святого Никиты. Она освящена в честь епископа Лиона, скончавшегося в 573 году. В 582 году его мощи были перевезены в Труа и переданы построенной в конце 5 века церкви святого Мавра, которая вскоре была переименована.



В 1528 году на месте прежней церкви началось строительство нового здания. Последний этап работ был связан с сооружением квадратной в плане колокольни, которая была окончена к 1619 году. Подобно архитектурным памятникам Бургундии, церковь привлекает внимание своей крышей, которая украшена геометрическим орнаментом, выполненным из глазурованной черепицы четырех цветов.







В целом здание выдержано в готическом стиле, хотя первые два пролета нефа, а также западный и северный порталы носят черты ренессансной архитектуры. Свод церкви поражает разнообразием нервюрных конструкций.
Внутри церкви светло и просторно. В огромные окна вставлены великолепные витражи 16 века. На них изображены сцены из Старого и Нового Заветов, а также жития некоторых святых. Кроме того, в церкви находится несколько выдающихся по качеству исполнения скульптур эпохи Возрождения, которые позволяют оценить мастерство представителей местной школы скульптуры первой половины 16 века. Скульптурная группа «Положение во гроб», выполненная на рубеже 15-16 веков, изначально принадлежала другой церкви Труа. Склоненные над телом Христа лица Богоматери, которую поддерживает святой Иоанн Евангелист, а также святых жен, святых Иосифа Аримафейского и Никодима преисполнены боли и скорби. Столь же сильное впечатление производит «Пьета» с искусно проработанными складками одеяния Богоматери. Статуя «Иисус Христос страждущий» изображает Христа перед казнью: его руки связаны, а голову сковывает терновый венец.

Музей археологии и изобразительного искусства, или Музей Сен-Лу располагается в здании бывшего аббатства святого Лу (383-478), который был епископом Труа и, по легенде, спас город от разграбления во время нашествия гуннов во главе с Аттилой. Названное в его честь аббатство было разрушено норманнами в 80-х годах 9 века, а затем восстановлено на новом месте уже в 17-18 веках.



Коллекция музея включает большое собрание живописи, графики, скульптуры, археологических памятников и мебели. В музее хорошо представлена французская живопись 17-19 веков (Филипп де Шампань, Антуан Ватто, представители Барбизонской школы), а также ряд направлений европейской живописи (представители фламандской школы Бартоломеус Спрангер и Питер Пауль Рубенс, итальянский художник-маньерист Джорджо Вазари, мастер городского пейзажа Бернардо Беллотто). Среди скульптурных памятников представлены средневековые статуи, изначально находившиеся в соборе и других церквях Труа и его окрестностей, а также работы знаменитых уроженцев Труа – придворного скульптора Людовика XIV Франсуа Жирардона, мастеров 19 века Шарля Симара и Поля Дюбуа.

Музей аптеки Отеля-Дьё (XVIII век):











Особняк Маленький Лувр. Дом каноников XIII века, врезанный в еще античные городские укрепления.








Посмотреть на Яндекс.Фотках

Музей современного искусства располагается в Епископском дворце XVI-XVII столетий:









Информация частично взята с сайта http://www.cult-turist.ru/

Tags: *ГРАНД-ЭСТ, гид, города Гранд-Эст, музеи Гранд-Эст, церкви Гранд-Эст
Subscribe

  • Лувр

    Известный как самый большой музей в мире, Лувр, находящийся в сердце Парижа, отражает почти восемь веков архитектуры и истории Франции, от…

  • MontMartre | Paris | 4K timelapse

  • «Cité des Sciences et de l’Industrie»

    Если вы хотите доставить себе и своим детям удовольствие, при этом совместить приятное с полезным, дать возможность узнать им что - либо новое,…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments