frenchhistorian (frenchhistorian) wrote in france_guide,
frenchhistorian
frenchhistorian
france_guide

Categories:

Шалон-ан-Шампань (Châlons-en-Champagne), Шампань-Арденн (Champagne-Ardenne)

Древний город Шампани, административный центр департамента Марна.





Кафедральный собор Сент-Этьен:



Строительство современного здания церкви берет свое начало в 12 веке (точная дата не известна), хотя, по всей вероятности, уже за восемь столетий до этого, ориентировочно в 4 веке, на этом месте в центре галло-римского поселения стал располагаться собор, также носивший имя первого христианского мученика святого Стефана. Вплоть до Революции собор находился в границах отдельного, соборного, квартала, на территории которого имелось несколько церквей, монастырь, зал капитула, дворец епископа, библиотека, школа, тюрьма, не дошедшие до наших дней.

История строительства собора сложна, ведь работы по его возведению заняли более пятисот лет (с начала 12 века по 1634 год). Изначально церковь возводилась в романском стиле, но реконструкция, последовавшая после сильного пожара 1138 года, превратила его в образец пламенеющей готики. Тем не менее, о романских истоках собора и сегодня напоминают дошедшие до нас с 12 века крипта и основание башни северного рукава трансепта, где сохранился самый старый в восточной Франции стрельчатый свод (1120) и редкий романский витраж. Восстановление собора шло относительно быстрыми темпами. Уже девять лет спустя после пожара, 26 октября 1147 года, папа Евгений III, будучи проездом в городе, торжественно освятил главный алтарь собора. В 1230 году по очередной несчастливой случайности (по всей видимости, вновь пожар) церковь была снова практически полностью разрушена. Опять последовали восстановительные работы. К 1261 году было завершено строительство апсиды, трансепта и трех пролетов нефа.

Между 1280 и 1310 годами в соборе была возведена галерея, окружающая хор, и три радиальные капеллы, после чего работы были прерваны вновь. На этот раз по причине экономического кризиса и Столетней войны, которые остановили строительство вплоть до второй половины 15 столетия. Именно в это время были восстановлены несущие конструкции собора (1462) и в два этапа (1470 – 1475; 1491 – 1505) были проведены работы по увеличению нефа, который получил четыре дополнительных пролета. К 1520 году северную башню трансепта увенчал шпиль из дерева и свинца, вознесшийся на высоту 80 м от поверхности земли. Свой след на внешнем облике собора оставил и 17 век: в период с 1628 по 1634 годы на западном портале здания по проекту архитектора Клода Моннара появились характерные для эпохи барокко коринфские колонны и пилястры, а также скульптурные украшения, составившие резкий контраст с остальной частью здания. В это же время были возведены два дополнительных пролета нефа.





Впрочем, уже полностью построенный собор еще не раз менял свой облик, в том числе и в силу несчастных для него событий. Так, 19 января 1668 года в шпиль, венчавший северную башню трансепта, попала молния. Шпиль загорелся и упал на апсиду, проломив своды хоров и крипту, огонь перекинулся на все несущие конструкции церкви. Работы по восстановлению собора продлились до 1672 года. В этом же году башни трансепта увенчали каменными шпилями.

События Великой французской революции также нанесли свой урон: вся мебель и скульптуры были разбиты, а сам собор превратили в конюшню. На реконструкцию вновь ушли годы. Строительные работы затронули в том числе и башни трансепта: в 1859 году были специально разрушены венчавшие их шпили, так как, согласно представлениям того времени, являя собой смешение готики и барокко, они не вписывались в единый стиль здания. Кроме того, в начале 20 века эти башни лишились и своих верхних этажей 17 века, впрочем, практически сразу два этажа южного рукава трансепта были реконструированы в стиле 13 века. Обе мировые войны пощадили собор: только в 1946 году были восстановлены два его выбитых бомбой окна. Свою вторую молодость здание обрело в 80-х годах 20 столетия, когда в нем начали проводить серьезные реставрационные работы.



















Собор в плане представляет собой латинский крест и включает в себя центральный неф с девятью пролетами, боковые нефы, трансепт, пятигранный хор, отделенный от венца из трех капелл галереей. Ансамбль из апсиды, возвышающейся над венцом радиальных капелл, с двух сторон замыкают башни на концах обоих рукавов трансепта. Западный, главный, фасад собора, отстроенный в стиле барокко, примечателен своей непохожестью на остальную часть здания: прямоугольный портал центрального выступа, на тимпане которого изображены сцены мученичества святого Стефана; пилястры коринфского ордера на боковых частях, балюстрады, отделяющие три яруса друг от друга. Северный рукав трансепта примечателен своими окнами и трифорием, сквозь которые солнечные лучи свободным потоком проникают внутрь здания. Фасад южного рукава трансепта вплоть до 19 века не имел портала. Сегодня на его тимпане, созданном скульптором Рионде в 1854 году, можно наблюдать скульптурные композиции, среди которых изображения первого епископа города, а также Атиллы, легендарного предводителя гуннов, который в 5 веке завоевал многие страны, но потерпел поражение в битве на Каталаунских полях, произошедшей недалеко от границ современного города Шалон-ан-Шампань.

Конструкция боковых нефов позволяет максимально увеличить площадь остекленных поверхностей, которые украшены витражами. Большинство витражей собора датируется 13 веком, другие (в том числе в нефах) относятся к 15 – началу 16 веков; гордость собора - фрагменты знаменитых витражей, которые в 12 веке украшали хор или трансепт первоначального романского здания, хранятся в северной башне трансепта. Эти старинные произведения витражного искусства представляют сцены искупления, детства Христа, его распятия и историю обнаружения мощей святого Стефана.















Интерес представляет и недавно реконструированный главный алтарь второй половины 17 века (освящен в 1687 году). Послужив образцом для многих других алтарей провинции, он являет собой шесть мраморных коринфских колонн, поддерживающих балдахин из золоченого дерева. Вдоль стен и на полу собора - многочисленные надгробия 13 - 17 веков.



Северная башня трансепта, будучи самым старым местом собора, хранит его сокровища. В сокровищнице, в частности, хранятся прочего крестильная купель середины 12 века, несколько ковчегов 13 века, средневековые погребальные потиры, перстень епископа, наконечник посоха епископа в форме дракона начала 13 века. Кроме того, в соборе хранятся ряд реликвий 12 века, среди которых можно видеть фрагмент тростникового настила, на котором умер святой Бернар.



Витраж XII столетия, который сегодня находится в сокровищнице собора:



Романская крипта:



Романская крестильная купель:







Гордостью собора является и внушительных размеров орган Джона Аббе середины 19 века. Неоготический корпус инструмента – творение рук столяра Этьена Габриэля Вантадура. Джон Аббе в течение около 10 лет настраивал и устанавливал инструмент. По иронии судьбы этот шедевр сыграл с мастером злую шутку: столь большое промедление в работе стоило ему разорения. Орган обладает уникальным звучанием, признанным одним из лучших во Франции.

После нескольких десятилетий реконструкции в марте 2009 года собор вновь открыл свои двери для широкой публики.

Городские домики:













Церковь святого Альпина. В Средние века на месте нынешней церкви в центре торгового квартала стояла капелла святого Андрея (ее переименовали, после того как в 860 году сюда были перенесены мощи святого Альпина, восьмого епископа города Шалон). С расцветом города богатому кварталу потребовалась приходская церковь, в связи с чем здание капеллы полностью разрушили, и на ее месте в 1160 – 1170 годах возвели церковь, отдельные части которой дошли до наших дней в нетронутом виде (неф и центральная часть фасада).







Вплоть до 16 века церковь неоднократно перестраивали. Первая реконструкция храма была произведена в 1230 году, когда сводами были перекрыты его центральный и боковые нефы. Позже перестройка коснулась трансепта и северного бокового нефа. В конце 15 века реконструировали апсиду, а над средокрестием поместили колокольную башню. В 16 веке в церкви был возведен новый многоугольный хор, окруженный обходной галереей (без венца капелл), большие окна которой украсили цветными витражами. В тот же период на всем протяжении нижнего яруса южного бокового нефа был достроен ряд капелл с витражами серых тонов (без применения цветного стекла).
Церковь несколько ассиметрична в плане: правильному ее расширению, по-видимому, помешали близлежащие жилые дома торгового квартала. Фасад включает в себя три портала: центральный (12 века) и два боковых (в ренессансном стиле, 1539 года). Центральный портал обрамляет глубокий архивольт из четырех дуг, опирающихся на небольшие колонны; в нишах по обе стороны от центральной двери с середины 19 века можно видеть статуи святого Андрея с книгой в руках и святого Альпина в одеянии епископа.





Северный боковой неф церкви (за исключением капеллы Господа скорбящего) отличается строгостью; сквозь его небольшие оконные проемы едва пробивается свет. Впрочем, один из витражей нефа (расположен сразу за боковой дверью, ведущей на площадь ратуши), заслуживает особого внимания: в него вставлено два медальона 13 столетия, которые являются единственными образцами витражного искусства этой эпохи в Шалоне. Остальные витражи, имеющиеся в храме, датируются 16 веком.









Внутри церкви установлены многочисленные погребальные плиты, а величественный свод храма хранит изображения четырех евангелистов Марка, Матфея, Луки и Иоанна, соответственно, в образах льва, ангела, тельца и орла. В церкви имеется богатая коллекция живописи 15 – 19 веков. Одни из наиболее интересных произведений - изображение Христа, полученное в дар в 1551 году, а также «Снятие с креста» - произведение неизвестного художника фламандской школы живописи (1415).



Современное здание Ратуши было построено в период с 1772 по 1776 годы архитектором Никола Дюраном. Новое сооружение заменило собой прежнюю ратушу ренессансного стиля (строилась с 1553 по 1612), ставшую к 1771 году слишком тесной для города. Проект, предложенный архитектором, предусматривал не только строительство основного здания, но и обустройство площади перед ним, что привело в конечном итоге к сносу многочисленных домов и церкви святого Германа. Ратуша целиком и полностью возводилась на средства короля. Вновь отстроенное сооружение объединило под одной крышей городские службы, королевские судебные органы и тюрьму, которая была упразднена лишь в 19 веке.



Ратуша представляет собой прекрасный образец классической архитектуры. Три античных ордера последовательно открываются взору посетителей: ионический – на фасаде, дорический – в колоннаде и коринфский - в Большой гостиной. Фасад здания украшен шестью ионическими колоннами с фронтоном. На крыше Ратуши помещен купол с башней с часами, которые некогда соперничали с карильонами соседних церквей. Колокол, который был помещен внутрь часов в 1998 году, весит 274 кг.

Достопримечательностью Ратуши и символом власти являются и четыре льва работы скульптора Лепина, украшающие крыльцо здания с 1778 года. Львы не оставили равнодушным Виктора Гюго, когда тот в 1838 году был в городе проездом. Отдельного внимания заслуживает и перистиль из 28 дорических колонн, в первой части которого имеются четыре ниши, куда помещены копии скульптур из Лувра: императора Августа, Минервы, Урания и Венеры. Лестница в стиле Людовика XVI ведет к монументальной двери, на которой можно видеть двух ангелов, поддерживающих герб города, над которым помещен его девиз «Et decus et robur» («Слава и сила»). Стены Большой гостиной украшают пилястры с золочеными коринфскими капителями сверху. Два зеркала, помещенные над двумя мраморными каминами, стоящими друг напротив друга, отражаются одно в другом.

Сердцем Ратуши является Зал Совета, так как именно здесь заседает Муниципальный совет. На одной из стен зала можно видеть монументальное полотно Эдуара Детайя. На картине изображен смотр войск президентом Французской республики Феликсом Фором и российским императором Николаем II во время их пребывания в Шалоне в 1896 году.

Благодаря проведенной недавно реставрации здание обрело свое былое великолепие.



Коллегиальная церковь Богоматери:



Долгое время, начиная с 12 века, храм Богоматери был значительным центром паломничества: с разных уголков сюда в надежде на заступничество Девы Марии стекались многочисленные пилигримы. Кроме того, церковь являлась одним из пунктов знаменитой паломнической дороги к могиле апостола Иакова, расположенной в испанском городе Сантьяго-де-Компостела (Путь святого Иакова). Именно в этом качестве она входит сегодня в число памятников всемирного наследия ЮНЕСКО.



Начало возведения современного здания церкви относится ориентировочно к 1150 году. Строительство велось на месте старой разрушенной церкви (примерно 1100 года постройки, имела две башни, венчавшие рукава трансепта). Новую церковь строили по тому же плану, но с добавлением двух фасадных башен, а также значительного скульптурного декора фасада южного рукава и бокового портала. В период с 1170 по 1210 годы в церкви закончили строительство нефа, а также возвели хор и обходную галерею, деамбулаторий. Основные строительные работы были завершены к 1217 году, последующих перестроек было немного. Так, на рубеже 13 – 14 веков башни трансепта и западного портала увенчали шпилями (только два из них можно видеть сегодня, один из которых был реконструирован в 19 веке: во время Революции три шпиля разрушили, чтобы снять с них облицовывавший их свинец). В 1469 году с южной стороны был построен нартекс, закрывший портал 12 века. В 19 веке в церкви, по инициативе ее кюре, аббата Шампенуа, под руководством приглашенного архитектора Лассю была произведена серьезная реконструкция.

Внешний облик храма соединил в себе черты двух архитектурных стилей времен Средневековья: романского и готического. Башни на углах трансепта возведены в традициях романской архитектуры. Западный фасад церкви по бокам обрамляют две симметричные башни, увенчанные двумя шпилями со свинцовым покрытием, между которыми помещен окно-роза. С южной стороны под нартексом в стиле пламенеющей готики прячется портал конца 12 века, который, увы, в 1793 году был разбит и потерял в связи с этим свое былое великолепие. Некогда свыше 120 фигур украшали его архивольты, а о многоцветности тимпана сегодня можно только догадываться. Капители, представляющие собой диковинное смешение скульптурных изображений растений и вымышленных животных, пострадали меньше. Южная часть трансепта примечательна резным оформлением окон и круглых витражей, а также небольшими солнечными часами внизу. Со стороны улицы rue Grande-Etape открывается прекрасный вид на здание, позволяющий охватить церковь полностью одним взглядом и отследить различия последовательных архитектурных стилей.







Интерьер церкви оставляет впечатление легкости и воздушности. Неф в семь пролетов поднимается ввысь на четыре уровня: аркады, хоры, глухой трифорий и высокие окна. Хор церкви выстроен по тому же принципу, в то время как апсидальная часть включает в себя лишь три уровня. Легкие и элегантные колонны, расположенные при входе в каждую из трех радиальных капелл, гармонично делят шестичастные своды. Мягкий свет, проникающий внутрь через многочисленные витражи, расцвечивает интерьер множеством красок. В церкви представлено три эпохи искусства витража. На северной капелле хора представлены романские медальоны второй половины 12 века, для боковых нефов характерны витражи 16 века и, наконец, благодаря реставрации аббата Поля Шампенуа, в церкви имеются и прекрасные образцы витражей 19 века, таких, например, как витраж монументальной розы на западном портале. Внутри можно видеть многочисленные надгробия, часть которых была перенесена из церквей, разрушенных в период Революции; фрагментами этих плит выстлан пол церкви. Помимо прочего, в северной части трансепта в стене северо-восточной башни замурована часть погребальной плиты Жана Талона, первого интенданта короля Людовика XIV в Северной Америке, который был погребен в церкви в 1695 году.









Также храм знаменит своим карильоном в 51 колокол (одним из самых больших в Европе), который находится в северо-западной башне церкви и торжественное открытие которого состоялось в 1864 году. В результате нескольких кампаний по реставрации второй половины 20 века, колокола автоматически звонят каждые пятнадцать минут. Помимо колокольного звона в церкви также можно услышать органную музыку: большой орган, датируемый концом 19 века, примечателен качеством своего звучания; его дополняет орган, помещенный в галерее апсиды.



Музей клуатра Коллегиальной церкви:



Музей был открыт в 1976 году, когда в результате раскопок, проводившихся в период с 1963 по 1976 годы Леоном Прессуром, были обнаружены остатки зала капитула и клуатра, некогда стоявшего вдоль северного бокового нефа Коллегиальной церкви Богоматери. Клуатр был возведен в период с 1170 по 1180 годы. Однако к 18 веку дворик пришел в упадок, денег на его восстановление жалели, и в 1795 году было принято решение о строительстве на его месте домов. За два века память о клуатре исчезла, но в конце 20 века на территории сада коллегиальной церкви небыли обнаружены остатки галереи.













Музей стоит в непосредственной близости от первоначального месторасположения дворика. В нем собрана коллекция из 55 колонн – статуй с хорошо сохранившимися капителями, которые некогда украшали клуатр, а сегодня являют собой исключительный памятник истории скульптуры эпохи перехода от романского стиля к готике.







Церковь святого Иоанна Крестителя считается самым старым религиозным сооружением города Шалон. Впрочем, этим титулом она обязана исключительно своему нефу, строительство которого было завершено ориентировочно в 1100 году. Остальные части церкви не могут похвастаться столь почтенным возрастом, и дошли до наших дней с более поздних периодов многочисленных реконструкций.





В частности, хор и капеллы трансепта церкви были возведены в ней в 13 веке. Сам трансепт вплоть до начала 16 века претерпевал многочисленные реконструкции. Крупные строительные работы были проведены в храме в 16 веке. Так, в этот период к нефу добавили пролет, что, в свою очередь, повлекло за собой перестройку фасада, выходящего на площадь place Saint-Jean. В это же время была воздвигнута небольшая капелла в честь святого Себастьяна в стиле пламенеющей готики. (Стоить отметить, однако, что солнечные часы на ее южной стене появились позднее, только в 1778 году). В самом начале 16 столетия на базе романской колокольни на средокрестии была возведена новая готическая башня; был переделан и хор, где появились широкие проемы, открывшие выход к трансепту. К 1671 году завершилась реконструкция широких боковых нефов, которые были перекрыты стрельчатым сводом.

Церковь имеет в плане традиционный латинский крест, однако в целом ее форму отличают оригинальные особенности: широкие боковые нефы, двойной трансепт, квадратной формы апсида и отсутствие галереи, окружающей хоры.

Прогулка на кораблике по Шалону:

















Информация взята с сайта http://www.cult-turist.ru/

Tags: #рег.Шампань-Арденны
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments