
Существует предположение , что уже в III-IV веках на этом месте существовала галло-римская вилла. Легенда рассказывает, что некая Пьянс (Pience), вдова владельца домена, встретила здесь Св. Никеза (Saint Nicaise) - евангелизатора Вексена, который был современником Дионисия. На месте этой встречи позже она воздвигнула святилище, которое сегодня служит западной частью нефа капеллы замка.
"Унылое сырое июньское утро пришло в маленькую деревню Ля-Рош-Гийон, которая за почти двенадцать веков не изменилась и стояла на берегу излучины Сены на половине пути между Парижем и Нормандией. Веками это было место, которое путники проходили не задерживаясь. Единственной примечательностью был замок — имение герцогов Ля-Роше, — который скрашивал однообразие пейзажа. Замок выделялся на фоне гор за деревней, мирная жизнь которой скоро будет нарушена."
Местоположение замка - большой полуостров в форме языка, который почти полностью огибается Сеной, - идеально для строительства укреплений. Вершина плато дает прекрасный обзор окружающей местности.
Местность, возможно, была укреплена еще в IX веке, когда викинги поднимались к Парижу вверх по Сене. Тем не менее, первый замок, построенный на этом месте, датируется началом XI века. Он был встроен непосредственно в основание скалы.

Укрепления на вершине скалы были добавлены во времена правления Филиппа II Августа, около 1190 года, что, вероятно, было продиктовано его противостоянием англонорманнской империи, поскольку Ля-Рош-Гийон находится недалеко от французской границы. Главная башня короля, как всегда, была круглой формы, но здесь она имела две оригинальные особенности.
Во-первых, стены, обращенные к реке, были более толстыми, что придавало замку остроконечную форму. То же позднее сделал и Ричард I в Шато-Гайар.

Во-вторых, главная башня связывалась с ранним замком у подножия скалы по туннелю и лестничному пролету в 100 ступенек, высеченному в скале.
Замок перешел ненадолго под английское правление после битвы при Азенкуре, а с XVI века утратил стратегическое значение и стал охотничьим домиком королевской семьи. Лишь во время второй мировой войны Ля-Рош-Гийон снова был использован в военных целях, когда фельдмаршал Роммель сделал его своей штаб-квартирой.
Замок стоит на крутом меловом обрыве, возвышающемся над Сеной примерно на 50 м.
Сейчас Сена отстоит от обрыва примерно на 200 м, а около 1000-го года река протекала ближе к скале. Таким образом, места на берегу для замка тогда не было. Первоначально замок занимал значительную часть склона над обрывом. Он представлял собой земляной вал с небольшим мотом и башней на нем. От этого замка сохранились лишь следы от земляных укреплений. Не позднее 12 в., а скорее всего и раньше, в меловых скалах под замком появляются ходы и камеры.
В конце 12 в. над самым обрывом строится новый каменный донжон. Сама башня имеет в плане клювообразную форму. Диаметр круглой части башни около 12 м, обращенное в сторону склона острие выступает еще на 5 м, толщина стен в круглой части 3 м. "Клюв" должен был защитить башню от обстрела метательными машинами со стороны склона.
Вход в донжон находится со стороны обрыва на уровне высокого первого этажа, под которым находится низкое подвальное помещение.

Башня имела не менее 4 этажей, из которых хорошо сохранились два нижних и часть третьего. На каждом из этажей была круглая комната. Этажи соединяет винтовая лестница, проходящая внутри. На третьем этаже внутри стены был оборудовано отхожее место, рядом с которым имелись два умывальника.
Внутри здания начинался подземный ход,

соединяющий верхний замок с нижним. Он представляет собой вырубленный в меловой породе туннель с 250 ступенями, заканчивающийся на высоте примерно 30 м над уровнем Сены. Далее частью деревянные, частью внутри еще одного туннеля, спускаются вдоль склона еще примерно на 5 м. Отсюда ранее шла галерея к зданиям нижнего замка, сейчас подходящим здесь вплотную к скале.
В замке сохранилась голубятня:


Нижний замок был сильно перестроен в 18 в. при Александре Ларошфуко. В 1762 г. Александр Ларошфуко умирает, реконструкция продолжается при его дочери Марии-Луизе, герцогине Энвилл. Ее сын Луи-Александр де Ларошфуко увлекается идеями Просвещения. В замке часто гостят многие видные деятели той эпохи. Несмотря на всё некоторые элементы замка 15 в. сохранились.
Непосредственно под обрывом находился внутренний двор. С южной стороны находился комплекс жилых зданий, с восточной стороны от него к обрыву шла стена с дошедшей до наших дней угловой башней.

В 18 в. в ней оборудовали новый главный вход во дворец. Старый вход находился c противоположной стороны, к воротам со сдвоенной башней через ров вел подъемный мост. Эта часть замка была полностью перестроена, исчезли башни ворот, на месте рва была построена терраса. С южной стороны к замку примыкал небольшой цвингер (место между двумя сходящимися под острым углом крепостными стенами), в последствии замененный еще одной террасой.
За цвингером располагался форбург (это передовое укрепление замка, выступающая вперед часть), стены которого стояли еще в середине 18 в. Форбург и замок окружал ров. В 18 в. укрепления были снесены, но двор сохранился. У Сены с помощью дамб был отвоеван большой участок земли, на котором разбили сад. Он, после века запустения, был снова открыт для публики в 2004-м году. Этот сад появился в 1741-м году на площади в три гектара. Он состоит из четырех квадратов, которые пересекаются аллеями, а медианы делят их на 32 треугольных клумбы.


Конюшни XVIII столетия:




Интерьеры нижнего замка:




Капелла:



С разных уровней донжона открывается потрясающий вид на долину Сены и на деревушку:











Церковь Сен-Самсон, строительство которой началось в 1404-м году по разрешению Карла VI, но работы вскоре были прерваны из-за войны и возобновились лишь во второй четверти XVI века.





Фонтан 1742-го года, возведенный по проекту архитектора Луи Виллара.


