frenchhistorian (frenchhistorian) wrote in france_guide,
frenchhistorian
frenchhistorian
france_guide

Category:

Лан, Пикардия (Laon, Picardie)

Сокровищница Пикардии.





Кафедральный собор Нотр-Дам.








Строительство собора в Лане заняло всю вторую половину XII века. Он был начат в середине 50-х годов и в основном завершен, вместе с тремя фасадами, западным и крыльев трансепта, к 1200 году. Только башни фасадов достраивались в первые десятилетия XIII века, да между 1205 и 1215 годами был перестроен хор.

Собор в Лане отличается от большинства французских соборов, романских, современных ему и более поздних, тем, что он стоит не внутри города, в окружении домов, а отдельно, на холме, подобно замку или монастырю. Архитектор, спроектировавший собор в середине XII века, не был свободен в выборе места. Новое здание должно было заменить собой ранее существовавшее, разрушенное во время городского восстания 1111 года.



Городская коммуна Лана была образована в XII в. в результате борьбы горожан с сеньором-епископом. В 1109 г. Лан впервые добился за денежный выкуп прав коммуны, которые были утверждены королем Людовиком VI в 1111 г. Но в 1112 г. коммунальная хартия была аннулирована по требованию епископа Годри — сеньора города. Это привело к восстанию, в ходе которого епископ и его приближенные были убиты. Над телом епископа надгругались - один из бунтовщиков отрубил ему палец, чтобы снять пестень. Восстание было подавлено, но горожане продолжали борьбу, и в 1128 г. хартия была восстановлена под названием «Установление мира». В 1331 г. Филипп VI отменил последнюю и подчинил Лан короне.

Начало строительных работ монументального западного фасада началось ранее 1200 года:



Западный фасад собора представляет собор двухбашенный пример старого типа, который последовательно подкреплен в интерьере здания, благодаря чему фасад впервые естественно вписался в общую композицию.

Западный фасад имеет необычайный для ранней французской готики вид. Общая композиция тяжелых архитектурных масс фасада, создающих сильные контрасты света и тени, частичное сохранение плоскости стены во втором ярусе связаны еще с романским зодчеством. В нижнем ярусе выступают крыльца, пристроенные к трем порталам и первоначально сообщавшиеся между собой. Отсутствующая «галлерея королей» заменена образующей третий ярус глубокой аркадой. Над ней — две башни, имеющие по нескольку ярусов и украшенные ажурными угловыми лоджиями, все более стройными и легкими по мере приближения к верху. Над средокрестием поставлена низкая башня, через которую обильно поступает свет (также романский мотив). У южного рукава трансепта высится еще одна башня, напоминающая итальянские кампанилы; уже у современников она славилась своей красотой. Архитектор Виллар д'Оннекур (13 в.) говорил о ней: «Во многих землях я бывал, но нигде не видел такой башни, как в Лане».



В отдаленности собора от города сказалось, как принято считать, влияние монастырской архитектуры Нормандии, где ярким примером подобного расположения может служить построенное еще в XI веке на гранитной скале аббатство Мон-Сен-Мишель. Местоположению нового здания, воздвигнутого на том же месте, что разрушенное, соответствовала непреодоленная и во второй половине XII века отчужденность соборного клира, продолжавшего сохранять свою англонормандскую ориентацию, по отношению к городскому населению. Обособленность и обозримость собора, расположенного высоко над городом, определили его внешний облик, рассчитанный на далевое восприятие, на то, чтобы можно было охватить его одним взглядом. Собор с самого начала был задуман как комплекс четких четырехгранных объемов с множественными высотными акцентами, придающими выразительность его силуэту.

Второе свойство Ланского собора — это возникшее у его архитектора, впервые с момента рождения готической идеи, принципиальное, программное стремление построить здание как целостный организм. Со-зданная архитектором концепция собора еще на стадии проекта предусматривала сооружение не только соборного корпуса, но и фасадов, и башен. Удачей, обусловленной благоприятными обстоятельствами — политической заинтересованностью короля в строительстве собора, богатством капитула и города, явилось то, что вся эта концепция действительно была проведена в жизнь, причем за полвека, то есть в пределах одного эволюционного этапа.

Северный портал посвящено детству Христа. Мы видим сцены Благовещения, Рождества, Возвещения пастухам о рождении Иисуса Христа и Поклонения волхвов.



Сретение Господне:





Центральный портал посвящен коронации Девы Марии. Снизу мы видим сцену Успения Богородицы.







Южный портал посвящен Страшному суду. Церковь аббатства Сен-Дени послужила для скульпторов источником вдохновения.



Интерьер:















Великолепная готическая роза, одна из первых во Франции. Восемь витражей представляют семь свободных искусств и медицину, которые преподавались в епископской школе Лана. Центральный мотив изображает мудрость, полученную от изучения этих дисциплин. Затем мы видим 12 апостолов, а на последнем цикле 24 старца Апокалипсиса. 80 процентов стекол - оригинальные, изготовленные между 1190-1120 годами.











Древняя икона, купленная Жаком де Труа (будущий Урбан IV) в 1249-м году для своей сестры, аббатиссы Монтрёй-ле-Дам.











Собор и епископский дворец (XII-XV века):













Быки, помогавшие сооружать собор:









Готический клуатр каноников (XIII век):













Собор Лана поздно вечером:









Вечернее освящение раскрывает нам собор совершенно по-другому:

















В Лане также сохранилась старинная аббатская церковь Святого Мартина, которую я очень люблю.



Коллеж каноников, прикрепленный к церкви Сен-Мартен, существовал с XII столетия. Из-за ослабления канонических правил и уставов и бесполезных попыток епископа Лана Бартелеми де Жюра (Jur) привести жизнь каноников в норму, они были изгнаны и заменены в 1124-м году монахами ордена Святого Норберта Ксантенского, основателя ордена премонстрантов. Аббатство вступило в эпоху процветания, церковь была перестроена, а количество монахов возрасло до 300.







Современная нам монастырская церковь была сооружена в первой половине XII столетия, но датой освящения мы, к сожалению, не располагаем. В конце века неф и трансепт получили присущие готическому стилю своды. В XIII веке появилась единственная капелла, освященная в честь Святого Элуа. В XIV веке возвели современный нам фасад.





На главном фасаде церкви левый тимпан повествует о мученичестве Святого Лорана, а правый рассказывает о жизни Святого Иоанна Крестителя. Сверху мы видим патрона церкви - Святого Мартина на коне, который разрезает свой плащ, чтобы отдать кусок нищему.









На гербе аббатства изображено колесо (la roue) и лилия, как воспоминание о винограднике (la Roue), который подарил монахам Людовик VI.



Сен-Мартен при приближении со стороны апсиды:







































Деревянные панели нефа, хора и трансепта датируются XVIII столетием:





Ясли XVI века:





Единственная капелла Сент-Элуа XIII столетия. Статуя Христа и ограда датируются XVI веком.









В церкви Сен-Мартен находятся два чудесных средневековых надгробия. Одно из них датируется серединой XIV столетия, изготовлено из белого мрамора и принадлежит Жанне Фландрской, вдове Ангеррана IV де Куси, скончавшейся в 1334-м году. Она была аббатиссой Совуара (Sauvoir). Там скульптура и находилась до революции.











Другое надгробие датируется XIII веком, изготовлено из синего камня Турнэ и изображает рыцаря начала XIII столетия. Мы видим у него щит и меч; на нем кольчуга. Возможно, это или один из сеньоров де Куси, или из дома Моншалон, члены которого покровительствовали аббатству, или из дома Шатийон.







В 1805-м году церковь аббатства стала приходской. Она пострадала во время двух мировых войн.

В зданиях монастыря, перестроенных в XVIII веке, с 1980-го года размещается городская библиотека. Сохранилась монументальная лестница, капелла, клуатр, а также жилище аббата. На самой территории бывшей обители действует больница.





Жилище аббата:































Мэрия:







Остатки коллегиальной церкви Сен-Жан дю Бур (XII-XIII века):





В Лане сохранился красивый отель дю Пти Сен-Венсан постройки первой трети XVI столетия, который принадлежал местному аббатству Святого Венсана:



Здание было построено в 1529-1534 годах аббатом Жаном Карпантье. Оно служило убежищем братии Святого Венсана во время нашествия на Лан, поскольку их обитель располагалась вне крепостных стен.



Ровно для тех же самых целей служил особняк Пти-Николя (XVI-XVII века), сооруженный для защиты монахов аббатства Сен-Николя:





В Средние века Лан был абсолютно неприступным городом! Мало того, что он расположен на холме, так еще был обнесен массивной крепостной стеной.





Суассонские ворота, выстроенные при Филиппе-Августе в 1217-1236 годах. Они защищали юг города, где именно проходила древняя королевская дорога на Париж. В 1895-м году часть ворот обрушилась.







Наклонная башня (XII век):





Своды Суассонских ворот:











Ворота Шенизелль (Chenizelles), сооруженные в 1200-м году:







Отель-Дьё в Лане на сегодняшний день считается самым старым зданием подобного типа на севере Франции, его постройка восходит к середине XIII столетия. В подвале расположен готический зал Бернара Клервоского, где принимали поломников. На верхнем этаже находалась больница. Сейчас в Отеле-Дьё расположен офис туризма:



Верхний зал:



Нижний зал:







В Лане сохранилась капелла тамплиеров XIII века:













В старом городе сохранился старинный особняк XVII века, который носит название "Двор дофина". Почему? Поговаривали, что будущий Людовик XIV был задуман именно здесь, когда Людовик XIII и Анна Австрийская возвращались из Льеса, где они молились о наследнике. Деревянная галерея была сооружена в 1626-м году.























Пикардия:









Лан с башен собора:

















В Лане, как и в некоторых других городах Франции (Провене, Понтуазе, например) сохранились старинные подземные гале. Эти туннели, посетить из которых можно 700 метров, расположены под цитаделью города, возведенной в 1595-1598-ых годах по приказу Генриха IV. Работами руководил Антуан Этьен.









Tags: #рег.Пикардия
Subscribe

  • Шато-Тюрпо (Château Turpault)

    Особняк в стиле средневековой Англии первым встречает натиск волн на мысе Бег-эр-Лан (Beg er Lan), в заливе Морбиан. Промышленник из Шоле…

  • Голгофа в Гимильо (Guimiliau)

    Настоящий каменный театр, изображающий голгофу, нахолится в в Гимильо. Эта одна из самых богатых и тщательно проработанных изображений голгофы в…

  • Маяк Экмюль (Phare d’Eckmühl)

    Где находится: Place Davout, 29760 Penmarch Часы работы (апрель-сентябрь в хорошую погоду): 10.30-18.30 (касса до 18.00) Почем: 2.70 (детский 1.2,…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments