Octavia (octavia555) wrote in france_guide,
Octavia
octavia555
france_guide

Category:

Осваиваем железную дорогу

Железными дорогами Франции управляет компания Société Nationale des Chemins de fer Français (Национальная компания железных дорог Франции), сокращенно SNCF. В ее состав также входит автобусная компания SNCF. Автобусы курсируют на тех направлениях, где нет железнодорожного пути или пассажиропоток невелик. Часто, чтобы добраться до места назначения, SNCF продает комбинированный билет "поезд+автобус".

Принцип построения железнодорожной сети – радиально-кольцевой. Главные железнодорожные магистрали начинаются в Париже и, как спицы в колесе, расходятся от него во все стороны. Такая схема приводит к тому, что путешествие между городами, лежащими на одном радиусе, становится быстрым и удобным, а переезд между станциями различных радиусов часто требует пересадки в Париже. При этом пассажирами приходится переезжать с одного вокзала на другой.

Типы поездов
Высокоскоростные поезда – Train a Grand Vitesse (TGV) – гордость французских железнодорожников. Особое расположение колесных тележек позволяет составу двигаться со скоростью около 300 км/ч. Места в TGV сидячие. Стоимость проезда выше, чем в обычном поезде. Часто они приходят не на центральный городской вокзал, а на специальные TGV-терминал. На некоторых линиях TGV есть остановки в наиболее значимых, с точки зрения туриста, местах: аэропорт Шарль-де-Голль, Диснейленд, Футюроскоп и пр.

На сегодняшний момент существует три линии TGV. Планируется четвертая линия TGV Est, Париж – Страсбург (время в пути – 2 часа). Все три линии соединены между собой, что позволяет ехать напрямую из Лиона в Нант или из Бордо в Лилль без пересадок в Париже.

TGV Sud-Est и TGV Midi-Mediterranée связывает Париж (Лионский вокзал, Gare de Lyon) с юго-востоком страны: Дижон, Лион, Женева, Альпы, Авиньон, Марсель, Ницца, Монпелье.

TGV Atlantique Sud-Quest и TGV Atlantique Quest связывает Париж (вокзал Монпарнас, Gare Montparnasse) с западной и юго-западной Францией: Бретань, Нант, Тур, Пуатье, Ла-Рошель, Бордо, Биарриц и Тулуза.

TGV Nord, Thalys и Eurostar связывает Париж (Северный вокзал, Gare du Nord) с севером Франции, Великобританией (через евротуннель), Германией и другими странами: Аррас, Лилль, Кале, Брюссель, Амстердам, Кельн, Эшворд, Лондон.

Thalys (сайт): совместный проект нескольких стран Евросоюза, позволяющий комбинировать три столицы в рамках короткой недельной поездки: Амстердам – Брюссель (2 ч 20 мин), Брюссель – Париж (2 ч), Париж – Брюгге (по выходным), Париж – Кельн. Предварительное бронирование в Интернете (минимум за 14 дней до отправления) с немедленной оплатой по кредитной карте позволяет сэкономить больше половины стоимости билета во 2-м классе.

Eurostar (сайт): второй после Конкорда , грандиозный, более успешный франко-британский проект, сокращающий время в пути от Парижа до Лондона до трех часов, из которых 20 мин – в туннеле под Ла-Маншем. На Северном вокзале Парижа оборудован специальный терминал с обязательной предварительной регистрацией, паспортным и таможенным контролем по стандартам международных аэропортов. Предварительное бронирование позволяет сэкономить около 30% стоимости билета во 2-м классе.

Скоростные поезда Corail – сидячие дневные поезда с вагонами 1-го и 2-го классов для курящих и некурящих с площадками для перевозки велосипедов. Скорость движения меньше, чем у TGV, но вполне достаточная, чтобы из Парижа на один день схездить на побережье Нормандии. Кроме сидячх поездов есть и ночные поезда, сервис в которых сравним с российскими стандартами (проводник, вагон-ресторан, 2-3 местные спальные купе (Т2 и Т3) 1-го и 2-го класса с умывальником), но следует осторожно относится к бюджетным шестиместным спальным купе (couchettes): тесно и никакого сервиса в вагоне.

Местные экспрессы (Train Express Regional, TER) – железнодорожные составы с вагонами 1-го и 2-го класса с сидячими местами.

Поезда с вагонами для автомобилей AutoTrain. Бывают двух типов: ТАА - владелец и машина следуют в одном поезде; ТАС – состав перевозит только автомобили. Владельцы могут ехать к месту назначения на более быстром поездет. Такие поезда ходят только с мая по сентябрь в Дордонь, Тулузу, Нарбонн, Авиньон и Ниццу.
 

Классы вагонов
В большинстве французских поездов есть вагоны 1-го и 2-го класса. В спальном купе (couchettes) 2-го класса 6 спальных мест (нижняя, средняя и верхняя полки), в 1-м – четыре. Поездка в 1-м классе стоит на 50% дороже, чем во 2-м. Примерная стоимость проезда во 2-м классе на дальних маршрутах - € 8,5-10 за 100 км, а на коротких € 11,5-15 (на автобусе это обходится в среднем по € 6,5-6 за 100 км). В некоторых ночных поездах стоимость проезда в сидячем вагоне 2-го класса составляет € 3 за 100 км.

Расписание
Бесплатное карманное издание расписания SNCF может вызвать затруднение при чтении. Обычно в самой верхнее строке таблицы расписания выписаны номера поездов, а в левом столбце – названия станций. На пересечении строк и столбцов находится время прибытия на станцию. Номера поездов часто помечены различными символами и аббревиатурами. Их расшифровка дается внизу страницы. Одни поезда курсируют (circule) только по пятница или по конкретным числам, другие – ежедневно (tous les jours), кроме сб, вс (sauf samedi, dimanche) и/или по праздникам (et/ou fêtes).

На центральных вокзалах больших городов бесплатно распространяется специальное издание "Путеводитель путешественника" (La Guide du Voyageur, сайт), в котором подробно описаны все возможности, которые предоставляет SNCF туристу, перемещающемуся по Франции поездом.

Если вы собираетесь много путешествовать по какому-либо региону Франции, возьмите на вокзале буклет с расписанием SNCF для данного региона (Guide Regional des Transports).

В агентствах новостей Relay на железнодорожных вокзалах продается книга (€ 10) или CD-диск Indicateur Horairs Ville a Ville.
 

Где и как купить билеты.
На больших вокзалах существуют отдельные кассы для покупки билетов: Intermational (международные рейсы), Grandes lignes (поезда дальнего следования) и Banlieue (пригородные направления). Иногда кассы разделяются и по срокам продажи билетов: Achat a l'avance (предварительная) и Depart du jour (в день отправления поезда). Оплата наличными или кредитными картами. Билеты, купленные за наличные, в случае необходимости можно вернуть в кассу и получить назад свои деньги.

Почти на каждой железнодорожной станции есть автоматы для продажи билетов. Автомат принимает кредитные карты (при сумме покупки от € 2), монеты и банкноты. Билет, купленный через автомат, может обойтись немного дороже. Автомат сдачу выдает.

Купить билет можно через Интернет-сайт SNCF. По форме покупки билета и оплаты система автоматически (если есть в наличии) выпишет билет. Оплата производится кредитной картой. Билет будет доставлен по указанному адресу (даже в Россию). Срок доставки в Россию от 14 дней. Но купленный таком образом билет можно забрать и в кассе SNCF непосредственно перед отправлением. Для этого при заказе билета через Интернет укажите адрес своей электронной почты и, получив подтверждение бронирования, распечатайте его, а затем предъявите в кассе, указав номер заявке (при этом могут попросить предъявить кредитную карту, по которой был оплачен билет). Сбор за предварительное бронирование не взимается. Бронировать билеты (€ 3) рекомендуется в следующих ситуациях:
• Вы собираетесь путешествовать на TGV, Eurostar или Thalys;
• Вы хотите спальное место (€ 14,5);
• Вы планируете поезду в течение какого-либо праздничного периода (например, во время Пасхи или 14 июля). 

Забронировать билеты можно на сайте SNCF. Чтобы забрать билеты, необходимо предъявить в билетной кассе выданный вам номер брони. Бронь может быть бесплатно изменена в течение часа после отправления поезда, но только в том случае, если в этот момент вы лично присутствуете на станции отправления. 

В течение двух месяцев с момента приобретения полных билетов SNCF (6 месяцев для международных билетов, кроме Eurostar и Thalys) можно отказаться от них и получить обратно 90% стоимости (100% до отправления поезда, если они были забронированы). Для этого нужно сдать их в любую железнодорожную кассу или офис по обслуживанию пассажиров (Service Clientéle). Билеты, купленные через турагентства или за пределами Франции, могут быть возвращены только в кассу, которая их выдавала. 

Билеты можно купить после отправления поезда прямо в вагоне, в том случае, если касса станции, где вы садились, была закрыта. При этом он будет стоить дороже на € 7,5/15 за проезда менее/свыше 75 км. Если вы сами найдет кондуктора раньше, чем он вас, доплатить придется всего € 3-6. Билеты, купленные на борту экспрессов TGV, стоят на € 6 дороже независимо от расстояния.

Прежде чем сесть в поезд, билеты необходимо прокомпостировать (оранжевые компостеры установлены, как правило, на перроне). Если вы забыли это сделать, необходимо сразу после посадки в поезд найти кондуктора, чтобы он прокомпостировал билет, – в противном случае вас могут оштрафовать.

По билету можно вдоль всего пути следования выходить на любой станции и вновь ехать по тому же маршруту, но, если вы прервали путешествие более чем на 24 часа, необходимо снова прокомпостировать билет. В ночных поездах за дополнительную плату можно купить спальное место (€ 17).
Tags: памятки, транспорт
Subscribe

  • Собор Святой Анны в Апте

    Среди волн черепичных плиток купол кафедральный собора Апта (Apt) в Любероне (Luberon) возносит ввысь статую святой Анны. Мать Девы Марнии…

  • Сен-Тропе (Saint-Tropez)

    Летнее убежище Симоны де Бовуар и Жан-Поля Сартра в Сен-Тропе в 1950-х годах, старый квартал носит название "Понш" (de la Ponche). Это слово…

  • "Дамы в шляпках" в Тею (Théus)

    Сказочные дымоходы Тею - это каменные иглы, размытые водой. Без своих верхушек из камней, служащих зонтиками, эти скалы давно исчезли бы. "Дамы в…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments