Octavia (octavia555) wrote in france_guide,
Octavia
octavia555
france_guide

Category:

Caspar David Friedrich "L'Arbre aux corbeaux" ("Дерево с воронами")

Caspar David Friedrich l'Arbre aux corbeaux
Где находится: Лувр, крыло Ришелье, 2й этаж, зал немецкой и русской живописи 1й половины XIX в. (зал E)

На что посмотреть: картина строится по принятому в романтизме принципу примирения противоположностей. С одной стороны, почерневшее дерево и вороны - явные синонимы смерти и отчаяния, столь любимой романтиками темы. Но стоит устремить взгляд вдаль, как мы видим надежду и веру в жизнь. Розовые небо наполнено воздухом возрождения, благодоря которому новые ростки появляются из земли.
Каспар Давид Фридрих (1774 — 1840) — немецкий художник, один из крупнейших представителей романтического направления в живописи Германии. Наблюдательный и глубокий мастер-пейзажист, он принципиально не подписывал своих работ и не датировал их: он считал себя лишь соавтором вечной Природы.

Фридрих был лидером немецкой романтической живописи и оставил после себя картины, ставшие классическими образцами этого направления. Его пейзажи несут на себе печать меланхолии: залитые нездешним светом, они кажутся мистическими, нереальными, хотя писал их Фридрих, главным образом, с натуры.

Долгие годы имя Фридриха было забыто, но теперь он признан одним из лучших художников своего времени. Уникальность его пейзажей - в сочетании непосредственного наблюдения за природой с духовным и мистическим переживанием увиденного.

Художники-романтики с их пантеистическими воззрениями смотрели на природу как на нечто одухотворенное, несущее на себе печать замыслов Творца. Именно так воспринимал природу и Фридрих, сказавший однажды своему другу во время прогулки за городом: "Бог вокруг нас, он во всем, в каждой песчинке. Сейчас я ощущаю его присутствие вот в этих камышах".

Распознать сакральный смысл природы и выразить его живописными средствами - вот главная задача, которую романтики ставили художнику. Сам Фридрих писал в наставлении одному из своих учеников: "Постарайся закрыть свое телесное зрение, чтобы, прежде всего, увидеть будущую картину духовным взором, а затем освети ее внутренним светом, который поможет тебе видеть в темноте и отделить суть предмета от его внешних проявлений". Сохранились свидетельства, подтверждающие, что Фридрих работал над картинами именно в соответствии со сформулированной в этих словах программой. Например, Карл Карус, художник и близкий друг Фридриха, так описывал эту работу: "Он никогда не делает наброски или цветные этюды к своим картинам, безапелляционно заявляя, что это способно заморозить его воображение. Он никогда не приступает к картине раньше, чем увидит ее своим внутренним взором. Только после того, как это произойдет, он берется за кисти и начинает писать".

Мир, рожденный воображением Фридриха, оживал на холсте благодаря натуралистической манере художника. Мастерство рисовальщика пришло к нему не сразу - учась в Копенгагене, он писал стилизованные, декоративные пейзажи. Но, переехав в Дрезден, Фридрих стал все больше времени уделять работе на пленэре. Он путешествовал по разным уголкам Германии, насыщаясь видами бесконечно любимой им природы.

Известно, что над композицией каждой своей картины Фридрих работал очень методично и последовательно. Карус писал, что художник "сначала делал легкий набросок на холсте углем или карандашом, затем аккуратно выписывал все детали пером и индийской тушью. После этого он покрывал рисунок основой, и таким образом на любой стадии работы его картина выглядела вполне законченной". Современные исследования картин Фридриха, проведенные в инфракрасных лучах, подтверждают эти слова Каруса и показывают, что художник действительно начинал с детального рисунка, выполненного обычно карандашом, а затем переходил к перу и туши, при этом архитектурные элементы он часто вычерчивал по линейке. В работе над картиной Фридрих использовал сравнительно небольшое количество цветов, но зато стремился к тому, чтобы как можно больше разнообразить оттенки каждого тона. По-настоящему Фридрих заинтересовался колоритом только в 1820-х годах, и произошло это под явным влиянием талантливого норвежского художника Юхана Кристиана Даля.

В 1835 г. художника разбил паралич, и с тех пор он больше не работал масляными красками, ограничиваясь небольшими рисунками сепией. Художник скончался в бедности 7 мая 1840 г. в Дрездене, известность пришла к нему лишь в XX веке.
Tags: *Париж, искусство, музеи Парижа
Subscribe

  • Лувр

    Известный как самый большой музей в мире, Лувр, находящийся в сердце Парижа, отражает почти восемь веков архитектуры и истории Франции, от…

  • Международный центр комиксов (Centre national de la BD)

    Каждый год в Ангулеме последние выходные января стеклянные стены Международного центра комиков и рисунков, возведённые архитектором Роландом…

  • Французская Тоскана

    Покрытое лёгкой дымкой осеннего тумана, холмы Ломань (Lomagne) в Сампессер (Sempessere) являют нежность итальянской живописи эпохи Возрождения.…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments