frenchhistorian (frenchhistorian) wrote in france_guide,
frenchhistorian
frenchhistorian
france_guide

Categories:

Санс (Sens), Бургундия (Bourgogne)

Санс — старинный город во французском департаменте Йонна, в Бургундии, на правом берегу реки Йонна (вокзал и промышленная зона — на левом берегу). Население — 26 904 человек (1999).

Мы в начале февраля этого года решили отправиться в Санс, чтобы посмотреть на первый в мире кафедральный готический собор. Работы по возведению начались в 1135-м году, церковь освятили в честь Святого Этьена в 1163-м. Сен-Дени, носящая звание первого готического сооружения, в то время была аббатской церковью. Её перестройка началась в 1140-м году, а кафедральным собором Сен-Дени стала лишь в 1966-м году. Поэтому именно собор Сент-Этьен в Сансе можно считать первым готическим кафедральным собором в мире.





Исторический центр Санса имеет овальную форму, за что был прозван жителями города «Миндаль» (франц. «Amande»; административный квартал №2). С запада исторический центр ограничен набережными реки Йонны, с остальных сторон – бульварным кольцом, появившимся на месте средневековых крепостных стен города.

Размер исторического центра невелик, по площади он не превышает 1 кв. км. Основными торговыми артериями исторического центра Санса являются улица Республики и Большая улица. Кафедральный собор находится в самом центре «миндаля».

Железнодорожный вокзал Санса располагается на площади place François Mitterrand, в 500 метрах к западу от исторического центра города, на противоположной стороне реки Йонна.

Доехав до Санса за час с небольшим с парижского вокзала Берси, мы сразу направились к собору, проходя по старинным улочкам, на которых сохранились дома не только XVII и XVIII столетий, но и XVI века:













На главной площади напротив собора находится рынок 1882-го года постройки. На его месте когда-то располагалась городская больница.



Местных зодчих вдохновили работы архитектора Виктора Бальтара (1805 - 1874): именно он впервые применил металло-стеклянные перекрытия зонтичного типа для строительства рыночных павильонов (по такому проекту построен, например, Центральный рынок в Париже). Материалами для крытого рынка послужили кирпич, металл и стекло. Внутри павильона находится галерея, предназначенная для временной торговли. Цокольный этаж занимает рынок, который работает по понедельникам, пятницам и субботам. На крыше над фасадом павильона разместились два небольших колокола: один из них когда-то сообщал горожанам об изменении цен на пшеницу, а второй звонит и в наше время, каждый час.



С правой стороны от Санского собора расположился большой комплекс дворца Санских Архиепископов. Одна из частей комплекса выходит на площадь и сразу бросилась нам в глаза – это Синодальный дворец (Palais Synodal). Он был построен архиепископом Готье Корню в 1230-1240 годы, а в XIX столетии отреставрирован знаменитым французским зодчим, историком и теоретиком архитектуры Эженом Виолле-ле-Дюком. Цокольный этаж занимал Церковный суд, здесь же располагаются средневековые тюремные камеры, на стенах которых видны надписи, сделанные ещё в XIII веке. На первом этаже находится светлый зал для заседаний с высокими двойными окнами и круглыми витражами с множеством лепестков.

Украшение крыши очень характерно для Бургундии.









К сожалению, добрая треть фасада собора закрыта реставрационными лесами, поэтому я помещу сначала свою фотографию, а за ней фотографию из интернета, чтобы была возможность представить себе фасад полностью:





Вершина колокольни уже открыта:



Первая церковь на месте, где теперь возвышается собор святого Стефана, была построена в 6-7 веках, затем её сменила постройка 9 века, сгоревшая и быстро восстановленная в следующем столетии.

В 1135 году архиепископ Санский Анри Санглие решает возвести на месте старого романского здания новый собор, достойный называться резиденцией главного епископа. Есть версия, что Санглие поручил проект зодчему Гийому из Санса, который отошёл от традиционных романских архитектурных форм и впервые предложил использовать в конструкции перекрытий стрельчатый свод.

Новый собор получился простым, монументальным, светлым, очень гармоничным: центральный неф в сочетании с двумя боковыми, трансепта изначально не было. В 1164 году папа Александр III освятил алтарь собора. Возведение западного фасада завершилось только в конце 12 столетия, однако уже в 1268 году бóльшую часть фасада пришлось восстанавливать, так как она обрушилась вместе с южной башней.

Между прочим, самая древняя часть западного фасада – северная башня, построенная в конце 12 века. Башня носит имя Свинцовой, так как до середины 19 века её шпиц был покрыт свинцовыми пластинками. Портал башни посвящён Иоанну Крестителю; на тимпане представлены сцены крещения Христа и усекновения главы Иоанна.

Большая часть центрального портала уцелела во время обрушения в 1268 году. Здесь можно увидеть скульптуру святого Стефана, а также медальоны с изображениями мудрых и неразумных дев: мудрые девы находят Небесные врата открытыми (слева), а для неразумных дев они заперты (справа). До Революции на фасаде было больше скульптур, но они не сохранились. В нижней части портала на трёх уровнях расположены скульптурные барельефы: самый нижний представляет геометрические мотивы (его переделывали в 19 веке). На средней части изображены сказочные существа, животные, а также Пороки и Добродетели, а верхний демонстрирует Семь свободных Искусств, Философию и календарь. На тимпане центрального портала, сильно пострадавшего в 13 столетии, но позже восстановленного, изображено мучение святого Стефана. Остальные элементы центрального фасада датируются концом 13 - началом 14 веков, за исключением изображения Христа (19 век).





Южная башня носит название Каменной. Её портал посвящён Деве Марии, здесь можно увидеть изображения Успения Богоматери, а на тимпане – Коронования Марии. На третьем уровне башни расположена группа из пяти скульптур, это часть галереи, представляющей архиепископов Санса (другие пять скульптур находятся с другой стороны башни). Венчает башню небольшая восьмиугольная колокольня в ренессансном стиле.

Широкий неф собора (15,25 метра) состоит из четырёх квадратных пролётов и одного прямоугольного. В структуре нефа прослеживаются три уровня: аркады, трифорий и высокие окна. Боковые нефы состоят из семи пролётов.

В XIII столетии в соборе святого Стефана состоялась свадьба Людовика IX Святого с Маргаритой Прованской.









В отличие от нефа, трансепт двухуровневый, он включает в себя аркады и окна; отсутствие трифория позволило сделать окна очень высокими. Кроме того, Шамбиж приподнял свод трансепта: его высота составляет 27,5 метров в северной части и 27 – в южной. Из-за этого трансепт будто вбирает в себя весь свет снаружи, превращаясь в настоящий шедевр пламенеющей готики. В боковых окнах южного рукава трансепта установлены витражи с изображениями на библейские темы. Здесь же находится капелла Девы Марии, где над алтарём возвышается скульптура Марии 14 века. Окна северной части трансепта украшены витражами (16 - 17 века) с библейскими сюжетами, а также изображениями канонизированных архиепископов Санса.







На мой взгляд, самое прекрасное, что может быть в католических соборах - это зайчики, которые появляются, когда солнечный свет проходит через старинные витражные окна:





















Хоры собора состоят из пяти пролётов, над ними возвышаются шестичастные своды. Главный алтарь датируется 18 веком. В одной из боковых капелл хора (18 век, автор Гийом Кусту) захоронены останки Людовика Фердинанда, дофина Франции, старшего сына Людовика XV и его супруги:





В галерее, огибающей алтарный выступ собора, можно увидеть скульптуру архиепископа Кентерберийского святого Томаса Бекета, который в 12 столетии скрывался здесь от гнева английского монарха Генриха II.



Не знаю, чьё это надгробие, но скульптурная композиция мне понравилась:





Есть здесь любопытная деталь, которую может заметить лишь внимательный посетитель: в одной из частей нефа между выступами опоры выглядывает маленькая каменная голова. Считается, что это скульптурный портрет одного из советников короля Филиппа VI Валуа (1293-1350). Этому человеку повезло оказаться в самом центре конфликта короля с архиепископом, за что он и был «увековечен» в стенах собора. Каноники нашли достойное применение голове неприятного советника – они тушили об неё свечи.



Мы очень долго искали эту голову.

Мы вышли из собора и решили обойти его вокруг. Сначала на пути нам встретился северный боковой фасад, в конструкции видны аркбутаны без характерных водостоков и горгулий. Во времена первого архитектора собора аркбутаны были новыми незнакомыми элементами, можно сказать, это один из первых опытов их применения, поэтому и выглядят они непривычно просто. На северном фасаде также есть витраж XVI века с изображением на библейские темы.











Апсида Санского собора:







Улочки, ведущие к дворцу и грандиозному южному порталу:





Мы вошли во внутренний двор дворцового комплекса, и перед нами во всей своей красе предстал южный фасад собора в стиле пламенеющей готики:



На фасаде расположен портал пророка Моисея (1490- 1500), эту часть здания проектировал Мартен Шамбиж, участвовавший в строительстве соборов в Труа и Бове. Также здесь находятся изображения Успения и Коронования Богоматери. Над порталом расположен высокий 18-метровый круглый витраж с изображением Страшного Суда (XVI век).







Дворец Санских архиепископов примыкает к кафедральному собору святого Стефана. Дворец рос и видоизменялся в течение нескольких столетий. Он чем-то напоминает ожерелье, составленное из разных, но гармонично подобранных звеньев.





Одна из частей дворцового комплекса, «крыло Генриха II», построенное в 16 веке при архиепископе Санском Людовике де Бурбоне (1493 - 1557), ведёт в Капеллу архиепископов. В наше время здесь представлены сокровища и реликвии кафедрального собора святого Стефана: гобелены 15 века, редкие шелка и ювелирные изделия; коллекция вполне может считаться одной из богатейших во Франции. К капелле примыкает сад, с одной стороны от него находится библиотека, а с другой – оранжерея.

С южной стороны располагается «крыло Франциска I», в котором когда-то были апартаменты архиепископа. В соседнем крыле, отреставрированном в 1759 году, находились конюшни и помещения, где жили кучеры.

Ну и Синодальный дворец, о котором я уже рассказывал выше. Я его заснял и с этой стороны:





С 1985 года во Дворце Архиепископов находится музей, ранее размещавшийся в бывшей мэрии Санса. Коллекции представляют историю Санса и примыкающих к городу территорий. Интересна обширная галло-романская экспозиция. С 2002 года коллекция музея пополнилась собранием фламандской живописи, скульптурами Родена, мебелью и керамикой.

Во дворце архиепископов Санских находится обувь и одеяния, которые носил архиепископ Кентерберийский Томас Бекет во время своего пребывания в городе в период между 1165-1170 годами:





По пути на вокзал нам попалась церковь, посвящённая мученику Маврикию. Согласно легенде, святой мученик Маврикий – военачальник из сирийского города Апамеи – вместе со своими воинами пострадал при римском императоре Максимиане Геркулии (285 - 310), отличавшемся жестоким и непримиримым отношением к христианам. Святой Маврикий почитается как покровитель солдат.

Небольшая трёхнефная церковь отличается интересным архитектурным решением: алтарный выступ со стороны реки плоский, а не полукруглый, как это характерно для многих храмов. Крыша у здания асимметричная, с высоким шпицем. Внутри церкви находится барельеф 16 века с изображением Марии Магдалены.

Церковь святого Маврикия была построена в 12 веке, в 16 и 17 столетиях перестраивалась, а с 1915 года она признана памятником архитектуры и истории.



Tags: *БУРГУНДИЯ – ФРАНШ КОНТЕ, гид, города Бургундии-Франш Конте, церкви Бургундии-Франш Конте
Subscribe

  • Теплицы Бургундии

    В огородной части Бургундии, культуры в теплицах превращают пейзаж в марсианский. Под этими туннелями из пластика, круглый год защищающие…

  • Колокольня церкви Сен-Илер в Пем (Saint-Hilaire de Pesmes)

    Регион Бургундия - Франш-Конте выделяется своими прекрасными колокольнями, названными "имперскими". Великолепный образчик этого стиля - церковь…

  • Le Clos de Bacchus

    В этой долине Юра, расчерченной в геометрические узоры руками виноделов, расположено одно из сокровищ французского винного искусства -…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments